«Идти надо за своим сердцем». Петр Дранга — о служении искусству и поиске собственного пути

18 июля
Культура

Петр Дранга — музыкант, дирижер, композитор, режиссер, актер, продюсер, заслуженный артист России. Виртуоз-аккордеонист прославился не только классическим репертуаром, но и смелыми экспериментами — от джаза до арт-рока, неизменно удивляя и восхищая публику. В 2023 году Дранга создал симфонию «Космос» — первое в мире произведение для искусственного интеллекта, симфонического оркестра и хора, вошедшее в цикл «Энергии мира». В 2024-м в Большом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского состоялись премьеры еще двух масштабных работ: это «Я’Они’Мы» и «Земля» — симфонии, в которых вновь переплелись технологии и живая музыка. Петр Дранга — также один из арт-директоров детского фестиваля «Территория. Кидс», постановки которого с успехом идут на площадках «Театрального бульвара».

Фрагмент беседы — полная версия интервью «Культуре Москвы» доступна на видео.

 

— О том, как научить молодых людей любить искусство и что происходит на «Театральном бульваре», мы сегодня будем говорить с Петром Дрангой. Как вам сцена на воде на Патриарших?

— Это потрясающе, абсолютный слом стереотипов и шаблонов. Все мы знаем, с чем ассоциируются у нас Патриаршие пруды. Там в основном гуляют молодые люди, девушки и…

— Нет, там еще ужасные мистические вещи происходят, черные коты — вот это все.

— Да-да-да! Когда там происходит театральное действо и людей начинают приучать посредством интеграции интересных постановок в природу — это слом стереотипов. Я считаю, что сцена должна остаться, чтобы ставить на ней круглый год. Это привлечет абсолютно разную публику. Сама по себе сцена не очень большая, и количество мест ограничено. Но, как мы наблюдали с Сашей Ребёнок, когда делали «Сказки Акстер», собралось огромное количество людей, которые просто сидели на берегу пруда и смотрели. Остановились по дороге и, знаете, будто наблюдали, подсматривали. Их никто не приглашал, чтобы они сели в аудиторию, но им захотелось остановиться. Я заметил, что многие из них так и не покинули свои места до конца спектакля. Это говорит о многом и дорогого стоит. Я всегда за интеграцию симфонической музыки в таком контексте.

— Проект «Лето в Москве» и «Театральный бульвар» как часть его — это очень тонкое и деликатное формирование любви к культуре, искусству и театру. Мимо проходят люди, им становится интересно, и они просто встраиваются — и так в Москве каждый день. А затем наступает осень, идут дожди, потом снег. Но человек уже настолько привык, что живет почти внутри театра и начинает в него ходить.

— Конечно. Людям кажется, что консерватория, лаборатория музыки, театр — это сложно, и чтобы туда идти, нужно понимать. А оказывается, понимать необязательно — достаточно чувствовать эту метафизику, энергию и просто соприкоснуться один раз, чтобы стать фанатом на всю жизнь. Гораздо лучше становиться фанатами театра, чем фанатами ресторанов на Патриарших прудах. Поэтому я готов это продвигать и стать самым непреклонным пропагандистом в сфере интеграции театрального, музыкального искусства для молодежи в таких местах.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

— Здесь все бесплатно, классные спектакли — пожалуйста, просто выйди из дома.

— Сколько людей знают о симфонических чтениях, например о симфонических сказках? Не из сферы искусства, а простых людей. Хорошо бы, если бы каждый ребенок с молоком матери уже впитывал это. Заботясь об общем уровне культуры, ты потом уже не обманешь ребенка. Он взрослеет, у него растут потребности, и ему хочется все больше и больше познавать разные формы. Так было и со мной в музыке.

Ребенок как губка: что ему дают, то он слушает. Наша задача — простите за язык — напичкать его всем хорошим, чтобы с возрастом у него появилась насмотренность. Очень часто я замечаю, что одна из основных проблем — это недостаток насмотренности. Человек недостаточно посмотрел красивых мировых театральных проектов, недостаточно побывал в театре, недостаточно послушал композиторов, поэтому ему сложно отличить, где хорошая декорация, где удачно написанное либретто, где правильно скомпилированная история, а где все среднее и ничего выдающегося. И как оказывается, всего этого можно добиться простыми, даже кустарными методами, просто взяв человека за руку и отведя несколько раз на хорошие постановки.

Мне уже 41 год, а в 22–23 я был рьяным сторонником того, что музыкальная литература и сам предмет музыки — не просто пение под фортепиано — должны быть обязательными в любой общеобразовательной школе. Для меня, например, из-за больших нагрузок отдушиной был урок музыки. Я из одного мира 940-й средней общеобразовательной школы переходил в абсолютно другой. Сказать «гуманитарный мир» — ничего не сказать, сказать «творческий» — тоже не сказать ничего. В голове строятся определенные нейронные связи. Очень важно переключаться с одних предметов на другие. Для меня таким другим предметом и целым миром была музыка. Хотя не помню, чтобы в свои шесть — восемь лет любил то, чем я занимался: я терпел.

— Но ведь сам инструмент — это тоже разрыв шаблонов. Сделать аккордеон популярным и побороть стереотипы о нем — серьезная история.

— Позвольте сделать небольшую ремарку, почему я так акцентирую внимание на терпении. Что самое главное дает занятие музыкой? Ребенок, любой, сто процентов гарантирую: если его заставишь заниматься музыкой, дашь ему два часа — заплачет. Ему сложно. Человеческая природа такова, что мы не созданы для того, чтобы концентрироваться на чем-то одном долгое время. Это все наработанные навыки.

В музыке, чтобы чего-то добиться, даже хорошенько научившись играть пару программ, выиграв несколько международных конкурсов и отконцертировав несколько лет, ты не получаешь никаких гарантий, что будешь этим всю жизнь заниматься. Ты будешь нравиться народу, тебе будет нравиться то, чем ты занимаешься, ты будешь идти на минимальное количество компромиссов, и самое главное — останешься в искусстве. Но никаких гарантий нет. Этим могут заниматься только чокнутые фанатики.

Люди, которым природа или Бог дают определенные трудности и испытания... Я думаю, на 99 процентов так устроена наша натура — отвалятся. Они просто перестанут этим заниматься: разочарование, осознание того, что не всем это, оказывается, нужно, не так ты и хорош — у человека происходит слом. Если не такой стерженек внутри сильный, то все коту под хвост. Остается опыт, но ничего за этим больше не последует. Вы знаете, музыка и театр — это очень жестокие профессии. Мы с вами говорим о выдающихся музыкантах, а есть еще миллион потрясающих, о которых никто не знает.

— Вы стали композитором, режиссером, арт-директором, участвуете в продюсировании. А актерство — это попытка уйти от ситуации, когда музыкальная карьера может затормозиться? Или это стремление постоянно выходить за границы самого себя, двигаться вперед и никогда не останавливаться?

— И то и другое. Почему я стал продюсером, почему начал создавать свои проекты? Знаете, есть у меня фильм — называется «Муза». Там Евгений Миронов играет виолончелиста, у которого случилось помешательство после потери близкого человека. Ведь я и кино создал для того, чтобы написать к нему музыку. Если вы заметите, музыка там дружит и со сценарием, и с режиссерскими ходами, практически все построено на музыке.

И вот я ждал, ждал, ждал, пока мне кто-то предложит, чтобы я что-то где-то написал. А оно все никак не происходило, не происходило, не происходило. И в какой-то момент человек либо просто ломается, либо берет все в свои руки и начинает создавать собственный мир. Вот у меня так и случилось.

Вспоминаю себя двадцать лет назад: мне приходилось идти на огромное количество компромиссов, чтобы соединить то, что я хочу делать, с тем, что я должен, чтобы удержаться на плаву и двигаться вперед. В итоге я все равно выбрал то, что хочу делать, вместо того, что должен. И ни разу не проиграл.

Мы с вами постоянно затрагиваем тему метафизики — того, как устроена природа и Вселенная. Идти надо за своим сердцем — это очень важный момент. Сказать легко, сделать сложно. Потому что ты в итоге выигрываешь, когда у тебя абсолютное соответствие между тем, что внутри — в душе и сердце — и тем, что в уме.

— Страхи, с которыми сталкиваются молодые люди на своем пути, часто не позволяют системно и вдолгую посмотреть на будущий результат. Нужно быть очень умным, чтобы увидеть перспективу.

— Нас с вами наверняка будут смотреть молодые люди, и мой совет им: каждое ваше «нет» сейчас — «да» в будущем. Я понял с годами, что все это касается тех самых компромиссов, которые нас обычно догоняют в жизни. Каждое «нет» — это «да».

— Из интервью, связанных с вашей ипостасью композитора: «рассвет», «пять минут», «написал», «вдохновение» и так далее. Я не верю — музыка не приходит просто так.

— Моя дорогая, придется поверить. Я вам так скажу: у меня был огромный период работы в стол, когда все давалось с определенными трудностями, очень натужно, порой надуманно, растягиваясь из месяца в год — незаконченные проекты, мучения над мелодиями, инструментовкой, аранжировкой. Этот период огромный — только после него мне начало писаться легко.

— А вы тяжело переносите эту травму трудного творчества?

— Уже нет. Сейчас я действительно пишу очень быстро — понимаю, что ничего лучше прямой связи с космосом и прямой трансляции не придумаешь. Все остальное — от лукавого: надумывание, исправление и выгадывание — а как оно повыгоднее, поинтереснее зайдет слушателю — это уже не в сфере искусства.

У каждого свой путь, и профессия очень жестокая, поэтому я говорил: в этом деле невозможно остаться не фанатику. Обязательно столкнешься с препятствиями, которые напрочь разобьют твои стереотипы и представления о том, как должно быть. Да вот никак! Бывает, аванс выдан человеку очень большой — и начинает он его отрабатывать, попадая в разные передряги. Случается и наоборот: не видит даже горизонта, а делает потрясающе гениальные вещи.

— На детском фестивале «Территория. Кидс» вы демонстрируете очень серьезную кураторскую подборку: строго определенные спектакли, постановки, симфонические концерты. Какую цель вы в этом видите?

— Я пропагандирую духовное развитие детей и прививаю им благородные навыки через симфонические сказки — «Сказки Акстер». Это мои сказки, я их написал и точно знал, для чего.

Человеку дан ресурс — умение программировать. Осталось только его использовать в правильном направлении. И я считаю, что наше направление — то, чем мы занимаемся в «Территории», верное. Извините, но это большая, животрепещущая для меня тема.

Есть условно масса, которая давит на частицу, а есть еще мы. Если мы занимаемся искусством, мало того — добились таких успехов, что к нам прислушиваются, наше мнение каким-то образом становится авторитетным среди людей, которые искусство понимают, мы обязаны использовать это по прямому назначению.

— Каждый человек, достигший успеха, ставший звездой большой страны, несет ответственность. Вы иногда не пугаетесь самого себя, что можете на что-то влиять?

— Себя не пугаюсь. Бояться себя надо, если что-то с помыслами у тебя не то. Я точно знаю, какие проекты мы подбираем с Юлей (Пересильд. — Примечание mos.ru), чем мы занимаемся, что курируем, какое направление, что пытаемся привнести через фестиваль, как хотим помочь духовному развитию молодого поколения. Тут, наоборот, не бояться надо. Вообще, в жизни бояться не надо ничего, кроме обмана и предательства. Бояться своего участия? Бояться надо безучастия. Вот это страшно.

— Петр, Москва — город возможностей?

— Абсолютно.

— Только ленивый не берет то, что дает Москва в огромных количествах и бесплатно. Я и про мастер-классы, и про все, что происходит в учреждениях культуры и науки. Просто бери и приходи, развивайся.

— Будем честными: я не знаю, может быть, вокруг еще остались ребята, которые сидят на чемоданах и думают, что где-то что-то лучше. Поверьте мне — нет такого места, где вам вдруг станет легче или лучше. Сколько здесь театров на квадратный метр? Сравните с каким угодно городом — съездите в Лос-Анджелес, посмотрите на это большое количество деревянных сараев с ресторанами, где в принципе театр не нужен. Я задыхался там. Я приехал сюда и понял: сколько всего мы здесь можем посмотреть бесплатно — начиная от инсталляций на улице и заканчивая театральными проектами, концертами. Точно могу сказать, как человек, который достаточно много путешествовал: я эту разницу понял. Не стоит сидеть на чемодане, потому что такого количества искусства на квадратный метр вы вряд ли где-то еще найдете.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы

Оперативно узнавайте главные новости в официальном телеграм-канале города Москвы.

 

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события
Событие завершено

«Царевна-лягушка» в Московском театре кукол

22 сентября20 октября 2024
Событие завершено

«Новые сказки» во Всероссийском музее декоративного искусства

6 сентября20 ноября 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies