В московских школах искусств более 180 народных оркестров и ансамблей, в них занимаются 3,5 тысячи юных музыкантов. Свыше 100 фольклорных ансамблей объединяют около двух тысяч человек. В общей сложности более 9,3 тысячи детей осваивают игру на народных инструментах, открывая для себя богатство национальной музыкальной культуры. Эти цифры подтверждают высокую популярность народных направлений.
Своими наблюдениями и размышлениями о значимости народного музыкального образования и его будущем поделились педагог по струнным народным инструментам Юрий Стржелинский, преподаватель клавишных народных инструментов Александр Румянцев и балалаечница-виртуоз Анна Батова, выпускница детской музыкальной школы имени В.Ф. Одоевского, студентка третьего курса музыкального колледжа Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.
Записать ребенка в городские школы искусств можно с помощью соответствующей услуги на mos.ru.

Древнерусскую домру использовали скоморохи в XVI–XVII веках, но после гонений на скоморошество в 1648 году она исчезла на долгие годы вместе со многими народными инструментами. В 1896-м Василий Андреев, музыкант, создатель и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов, реконструировал ее в оркестровую домру.
Что касается балалайки, то точное время ее появления неизвестно. Воссоздал балалайку тоже Василий Андреев в конце XIX века вместе с мастерами музыкальных инструментов Францем Пасербским и Семеном Налимовым.
Гусли упоминались еще в первом тысячелетии нашей эры. В Древней Руси на гуслях играли скоморохи, а в конце XIX — начале XX века благодаря этнографам и фольклористам начался ренессанс интереса к этому инструменту.
Юрий Стржелинский, руководитель центра профессионального мастерства по направлению «Народные струнные инструменты (домра, балалайка, гусли)», директор детской музыкальной школы имени В.Ф. Одоевского, почетный работник культуры города Москвы, рассказал о выборе музыкального направления для каждого ребенка, современных экспериментах с народным звучанием и многом другом.

— Домра, балалайка, гусли — каждый инструмент обладает своим характером. Какой «психологический портрет» вы дадите каждому из них и как помочь ребенку найти своего музыкального друга?
— Гусли — это старинный инструмент, который мы знаем из сказок и былин. Домра — очень солнечная, звонкая, мы даже стали называть ее домиком солнышка, детям это очень нравится. Она кругленькая и желтенькая. Балалайка — это душа России, инструмент, который звучит в каждом русском человеке. Он очень теплый, нежный, веселый, хотя может быть задумчивым и драматичным. Народные инструменты обладают удивительным качеством: на начальном этапе они быстро осваиваются — детям легко и интересно заниматься. Буквально через два-три месяца ребенок уже может что-то исполнить, получить удовольствие от творчества и выступить на публике.
— Случалось ли, что иностранцы проявляли интерес к русским народным инструментам?
— Конечно. История оркестра русских народных инструментов насчитывает уже почти 150 лет. Первое выступление под управлением Василия Васильевича Андреева состоялось в 1888 году. Сразу последовали гастроли в Канаду, Америку, вся Европа была покорена звучанием музыкального коллектива под его управлением. Неслучайно на Всемирной выставке в Париже Андреева наградили орденом, а французская академия изящных искусств присвоила ему почетное звание члена академии за введение нового элемента в музыку. Не ослабевает интерес к русским народным инструментам и сегодня. В музыкальных школах игре на них обучаются дети разных национальностей.

— Почему вы сами пришли в профессию? Какой инструмент выбрали и не хотелось ли бросить?
— Я вырос в семье музыкантов: отец — композитор, мама — хормейстер. Я был воспитанником Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева, играл в оркестре на балалайке-контрабасе. Включился в активную творческую жизнь: гастроли, концерты, записи пластинок. После армии принял решение идти в музыкальную педагогику. Никогда не возникало мысли бросить. У меня были прекрасные преподаватели в музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне — Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке): Юрий Павлович Мардасов, а позже — выдающийся музыкант Павел Иванович Нечепоренко, народный артист СССР, профессор, основатель академической школы игры на балалайке.
— Есть ли у вас свои методы или даже уловки в работе с детьми? Что делать, если ребенок устал, капризничает?
— Опытный педагог как хороший терапевт, видит каждого пациента-ученика и понимает, что именно ему нужно. Нельзя одну и ту же методику применить ко всем — необходимо выстроить индивидуальный алгоритм развития.
— Существует ли московская школа игры на струнных народных инструментах? В чем ее особенность?
— Безусловно. Первая в стране кафедра народных инструментов создана в Академии имени Гнесиных в 1948 году. Здесь был заложен мощный профессиональный фундамент. Академическая школа — это высокий профессионализм во всем: в исполнении классики, народных обработок. В этом особенность московской школы: очень требовательное отношение к звучанию, содержанию, исполнительской технике.

— Как обстоят дела с оснащением школ инструментами сегодня? Нужно ли родителям сразу покупать свой инструмент?
— Сейчас появились очень хорошие мастера, и уровень качества инструментов вырос. Особенно радует, что есть уменьшенные образцы, адаптированные для маленьких детей. Школы обеспечены инструментами через госзаказ Департамента культуры Москвы. На первом этапе можно заниматься на школьном, но свой инструмент дома — это сильный мотивирующий фактор для ребенка.
— Как вы относитесь к современным аранжировкам и обработкам народной музыки, к эксперименту?
— Чем больше качественного репертуара, тем лучше. Главное — профессиональный подход, грамотная аранжировка. Сейчас Союз московских композиторов активно обращается к народным инструментам. Пишут Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Наталья Хондо. И молодые композиторы создают произведения на современном музыкальном языке. Широта и разноплановость репертуара — залог успешного развития инструмента.
— Какие перспективы у детей, освоивших народные инструменты? Где они могут реализоваться?
— Дети, занимавшиеся музыкой, отличаются от сверстников. Музыка развивает оба полушария мозга, задействованы все сферы: память, моторика, чувства. К тому же это определенные навыки публичного выступления, самовыражения, делающие человека успешным в любой профессии. Если говорить о профессиональном пути, то это исполнительская деятельность: сольная, в ансамблях, оркестрах. Есть молодые исполнители, которые развивают эстрадно-джазовое направление, как, например, Алексей Архиповский (виртуоз-балалаечник, создавший собственный стиль игры на этом инструменте, электрифицировав его. — Прим. ред.). Многое зависит от личности музыканта. И очень хотелось бы, чтобы развивался любительский формат — самодеятельные оркестры и ансамбли в домах творчества и культуры. Народная музыка должна сохраняться и популяризироваться.

Баян появился в конце XIX века в Европе на основе усовершенствованной хроматической ручной гармоники с кнопочной клавиатурой. Самарский мастер Павел Чулков создал свою модель и популяризировал ее. Название инструмента происходит от имени древнерусского сказителя Бояна. А в 1829 году венский мастер Кирилл Демиан запатентовал аккордеон — гармонику с аккордовым аккомпанементом. Инструмент стал любим во многих странах. Баян и аккордеон легко различить по клавиатуре: у баяна она кнопочная, а у аккордеона — фортепианная.
Александр Румянцев, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Московской городской детской музыкальной школы имени И.О. Дунаевского, руководитель центра профессионального мастерства по направлению «Народные клавишные инструменты (баян, аккордеон)», порассуждал о том, как заинтересовать ребенка народной музыкой.

— Сегодня дети окружены электронной музыкой и цифровыми треками, даже нейромузыкой. Как заинтересовать ребенка музыкой народной?
— Современные баян и аккордеон могут имитировать тембры кларнета, гобоя и даже органа. На них можно исполнить не только мелодию, но и многоголосное сопровождение к ней, как, например, на фортепиано, в отличие от которого баян и аккордеон — инструменты портативные. На них можно исполнять музыку не только народную, как многие думают, но и классическую, эстрадно-джазовую, а также авторские современные сочинения. Именно этому преподаватели в музыкальных школах и обучают детей. Баян и аккордеон очень многогранны.
— Чем лично вас когда-то в детстве привлекла народная музыка?
— Я потомственный баянист и преподаватель. Мои папа и дядя — баянисты и педагоги, папа — мой первый учитель. После обучения в Российской академии музыки имени Гнесиных судьба распорядилась так, что я стал преподавателем по классу баяна в Московской городской детской музыкальной школе имени И.О. Дунаевского, где работаю уже 16-й год, чему несказанно рад. Баян же я люблю за то, что это единственный музыкальный инструмент, который благодаря своей конструкции (а именно меху) может «дышать», как живое существо.

— Народная музыка — это код нации?
— Русская народная музыка — это наша культура, корни и наша история. Во многих странах народная культура — один из главных видов музыкального искусства. Возросший интерес к такой музыке и исполнительству на народных инструментах в нашей стране очень радует. Стоит упомянуть, что на баяне и аккордеоне сейчас обучают в ведущих музыкальных высших учебных заведениях всего мира. А это свидетельствует о том, что наши инструменты уже давно вышли за рамки русских народных.
— Что важнее в работе с детьми: безупречная техническая точность или драйв, огонек в исполнении?
— Одно не должно исключать другого. Техническая исполнительская точность и эмоциональная выразительность юного музыканта являются показателем профессиональной работы преподавателя. Но экспрессивная игра может получиться только тогда, когда ученику нравится то, что он делает. А желание у учащегося зачастую начинает пропадать, когда он понимает, что необходимо трудиться ежедневно. И здесь очень важен воспитательный момент о стороны как педагога, так и родителей.
— Рок- и поп-музыка в исполнении народных инструментов — это хорошо или плохо? Такие сочетания могут привлечь молодежь? Или мы просто потеряем традицию и идентичность?
— В современном мире наш инструмент проник практически во все музыкальные направления, включая электронную музыку. Думаю, что ничего плохого в этом нет. Поэтому чем больше наши инструменты задействованы в любом музыкальном направлении, тем лучше. А народная исполнительская традиция не исчезнет, пока преподаватели музыкальных школ будут продолжать обучать детей искусству игры на баяне и аккордеоне.

Анна Батова, балалаечница-виртуоз, обладательница гранта Мэра Москвы в сфере культуры и искусства 2023 года, рассказала о своей учебе и любви к инструменту.

— Когда вы начали учиться играть на балалайке и что послужило поводом? Сколько лет вы уже играете?
— Начала обучение в детской музыкальной школе, которую окончил старший брат как раз по классу балалайки. В семье традиция: все дети получают начальное музыкальное образование. 10 лет я играю на балалайке.
— Как вы думаете, почему балалайку так любит российская публика?
— Современная балалайка — это симбиоз русской культуры, красоты и качества звука, разносторонней и разнообразной программы, душевности и любви, национальной истории и истории деятелей, влюбленных в балалайку.

— И почему многие маленькие ребята выбирают этот инструмент для занятий?
— Сегодня в московских школах работают педагоги, которых хочется слушать, наслаждаться звучанием. Конечно, детей интересует этот инструмент в правильных руках!
— Можно ли назвать увлечение народной музыкой модной тенденцией?
— Наверное, так можно сказать. Надеюсь, увлечение народной музыкой этим не ограничится, а станет традицией.

— Какой репертуар у балалаечников вашего уровня? Можно сыграть все или есть какие-то ограничения?
— Репертуарных ограничений у современной балалайки нет — на ней прекрасно звучат произведения самых разных жанров и эпох. Многие современные композиторы пишут произведения специально для балалайки, а исполнители часто делают переложения зарубежной музыки. Мне очень нравится звучание сонат Доменико Скарлатти на балалайке. Когда я исполнила все ранее переложенные для инструмента сонаты, это не помешало мне создать новые, обратившись к другим произведениям.
Оперативно узнавайте главные новости в официальных каналах города Москвы в мессенджерах MAX и «Телеграм».
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024