2019 год был объявлен Годом театра. В Москве проходили новые фестивали, ставились экспериментальные спектакли и многое другое. Руководители семи столичных театров рассказали, чем запомнится уходящий год лично им, и поделились планами на следующий.
2019-й стал не только годом успешных постановок, режиссерских и актерских находок, ярких художественных решений, оваций и полных залов, но и годом утрат. Об уходе из жизни актрисы, режиссера, художественного руководителя театра «Современник» Галины Волчек стало известно, когда этот материал был готов. Тяжелая новость стала поводом для того, чтобы еще раз вспомнить тех, с кем мы прощались в этом году. Уход Марка Захарова, Сергея Юрского, Владимира Этуша, Элины Быстрицкой, Аллы Покровской, Александры Назаровой, Юрия Колычева, Екатерины Дуровой, Ивана Бортника, Геннадия Фролова стал невосполнимой утратой не только для их близких, друзей и коллег, но и для всей страны. Их роли и постановки навсегда останутся в истории российских театра и кино и нашей памяти.
— В этом году сделано многое, чем можно гордиться. Мы начали участвовать в городских праздничных активностях, о нас заговорили. Город видит в нас творческий потенциал, откликается на какие-то наши инициативы.
Стало больше аншлаговых спектаклей, и это касается не только основной, но и малой сцены. Например, на новую постановку «Слово о полку Игореве» режиссера Кирилла Вытоптова билеты были распроданы подчистую в первые же дни продаж. И это очень приятно.
Я горжусь тем, что мы создали фонд внебюджетной поддержки театра – Фонд Соломона Михоэлса, великого актера и режиссера, который в далекие предвоенные и военные годы работал здесь. Благодаря этому фонду мы в некоторой степени облегчаем бремя городскому бюджету.
Что касается планов на следующий год, то до конца сезона будет еще примерно восемь премьер. Радостно, что проблема не в том, чтобы найти идеи, а в том, чтобы сегодня производственные мощности театра успевали их реализовать. У нас начала формироваться программа спектаклей для всей семьи, первый из них – «Женщину-змею», которую Олег Долин поставил по сказке Карло Гоцци, – можно посмотреть уже сегодня.
Кроме того, в начале следующего года мы временно переезжаем во Дворец на Яузе – в здании Театра на Малой Бронной будет ремонт. Некоторые спектакли идут там уже сейчас.
— Именно в этом сезоне, начало которого выпало на 2019 год, наш театр сделал важный рывок вперед. Поддерживая активную работу, которую мы начали еще в предыдущие годы, в этом мы не просто не ослабили темп – мы его увеличили.
Это и предмет гордости, и особая сложность для всего коллектива – по сути, одна наша команда работает на три отдельных театра, у каждого из которых свое направление. Сцена на Поварской – пространство образовательное и лабораторное, территория эксперимента. Здесь за 2019 год дважды успела пройти международная творческая лаборатория молодых композиторов и режиссеров «Акустическая читка», а также был запущен проект «Поварская, 20», позволивший на регулярной основе устраивать открытые показы читок, концертов и перформансов молодых участников лабораторий ЦДР.
Площадка на Беговой – центр притяжения театральной молодежи: здесь активно действует проект «ЦДР. Старт», в рамках которого вчерашние студенты могут продолжить играть спектакли, созданные в стенах институтов, и оттачивать свое мастерство. Здесь же премьеры ставят наши резиденты – лаборатория Клима в этом сезоне выпустила спектакль «Федор Тютчев: “Здесь человек лишь снится сам себе”», а совместно с театром «Трикстер» ЦДР создал новый интерактивный спектакль для детей «Записки Черномора».
Сцена на «Соколе» – пространство эксперимента с новыми формами музыкального театра. Здесь выходят премьеры коллектива ЦДР и студии SounDrama: в конце прошлого сезона увидел свет «Медведь», совместный проект с Международным театральным фестивалем имени А.П. Чехова, в первой половине нынешнего сезона – «Фабричная девчонка», а также спектакли молодых режиссеров – участников лабораторий центра прошлых лет. В этом году таким режиссером стала Юлиана Лайкова, создавшая спектакль «Коля против всех». Не считая концертов, открытых читок, перформансов, лекций и творческих встреч, только за сезон 2019/2020 года ЦДР выпускает 12 премьер.
В следующем году хотелось бы сосредоточиться всего на нескольких постановках. Как при строительстве дома: каркас у нас уже есть, наступает время вдумчиво подойти к нюансам.
— Уходящий год показал, что «Сфера» становится все более и более востребованным театром. 2019-й был очень насыщенным и плодотворным. Мы выпустили две премьеры. На основной сцене Глеб Черепанов поставил «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого, на Камерной – Владимир Данай создал «Академию смеха» по пьесе японского драматурга Коки Митани. Только что прошли первые показы спектакля «Затейник» по одноименной пьесе Виктора Розова. Над этой постановкой я работал вместе с художником-постановщиком Ольгой Коршуновой.
Этот год был важен для нашего театра еще по одной причине. 13 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения Екатерины Еланской – основательницы «Сферы», актрисы, режиссера. В этот день на основной сцене мы показали спектакль-посвящение «Живой театр Екатерины Еланской», созданный специально к этой дате. 7 декабря мы повторили спектакль, а потом решили оставить его в репертуаре.
Мы участвовали во многих театральных фестивалях, среди которых «Золотая провинция» в Пензе, «Пушкин-фест» в Москве, Всероссийский фестиваль спектаклей по произведениям Василия Шукшина «Здравствуйте, люди!» в Барнауле и другие. Мы выступали на Дне города, принимали участие в акции «Ночь искусств».
На 2020-й у нас множество планов. Первой премьерой года станет «Лес» Александра Островского в постановке режиссера Сергея Виноградова и художника Ольги Хлебниковой. О новой постановке мы договорились и с режиссером Викторией Печерниковой, это будет уже вторая ее работа в «Сфере». Над новым спектаклем буду работать и я.
— Уходящий Год театра был для нас насыщенным – мы выпустили более десяти премьерных спектаклей. Среди них уже ставшие хитами мюзиклы «Пляшущие человечки» по детективному рассказу Артура Конана Дойла и «Памятник неизвестному стиляге», посвященный памяти моего друга писателя и драматурга Виктора Славкина, а также психологическая драма «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса.
В этом году мы развернули на нашей старой сцене «Ленту поэзии». Этот экспериментальный проект я задумал для того, чтобы напомнить широкой публике о русской поэзии. Все спектакли играются в одной декорации, меняется только реквизит, световое, видео- и музыкальное оформление. Это придает каждой постановке свой характер, отражающий личность того или иного поэта. В уходящем году выпустили семь спектаклей цикла, но это только первый шаг. Впереди – встречи с десятками выдающихся российских поэтов, живших в разные века. Среди них Саша Черный, Евгений Баратынский, Константин Симонов, Иосиф Бродский.
В этом году наш театр побывал на гастролях в Грузии, Канаде, США. Свободных мест в залах просто не было! Участвовали мы и в театральных фестивалях: фестивале моноспектаклей Solo в Москве, Международном фестивале камерных и моноспектаклей Ludi в Орле, фестивале спектаклей по произведениям Шукшина в Барнауле, приуроченном к 90-летнему юбилею писателя. Также был Авиньонский театральный фестиваль. В рамках программы мы 23 раза сыграли спектакль «Папа, мама, я и Сталин». Я поставил его по автобиографическому произведению, созданному на документальной основе и рассказывающему о любви моих родителей, раздавленной катком сталинских репрессий. Французы аплодировали стоя.
Сейчас мы с артистами работаем над постановкой спектакля «Амадей» по пьесе Пьера Шеффера. Более 30 лет Олег Табаков блистал в роли Сальери на сцене МХТ имени А.П. Чехова в спектакле, поставленном мной в 1983 году. В 2020 году исполнится 85 лет со дня рождения Олега Павловича. 12 марта отмечается день памяти великого артиста, и премьера «Амадея» состоится именно в этот день.
Затем последует премьера спектакля «Фанни», который я ставлю по своей пьесе. В основе – несколько ошеломляющих фактов, некоторые из них связывают меня с этой загадочной исторической личностью. Пьеса рассказывает о днях, которые провела перед казнью Фанни Каплан, эсерка, совершившая покушение на Владимира Ленина в 1918 году.
— Для Театра на Таганке 2019 год выдался смелым и богатым на премьеры. Большинство постановок стали новаторскими и были представлены впервые на российской сцене. По мнению «Петербургского театрального журнала», Таганка в этом году стала форпостом новой драмы. В апреле состоялась премьера по пьесе «Сосед» современного драматурга Павла Пряжко в постановке Леры Сурковой. В октябре режиссер Данил Чащин поставил пьесу «Горка» Алексея Житковского, которая стала победителем фестиваля «Кульминация» в этом же году. Таганка – первый московский театр, поставивший «Горку». Оба спектакля вошли в наш репертуар.
Одним из главных событий этого года стала премьера спектакля «Теллурия» по одноименному роману Владимира Сорокина в постановке Константина Богомолова. Новый, 56-й сезон открылся премьерой русской версии мюзикла Роберта Джейсона Брауна «Последние пять лет» Алексея Франдетти. Это был большой риск – бродвейский мюзикл на малой сцене, но мы справились.
24 апреля Театр на Таганке отметил 55-летие. Состоялся единственный показ спектакля Red Square режиссера Саввы Савельева и хореографа Владимира Варнавы, за музыкальное сопровождение отвечала группа Shortparis. А спектакль «Беги, Алиса, беги» Максима Диденко стал лауреатом премии «Золотая маска – 2019» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре».
В течение года театр выезжал на гастроли в Германию, Эстонию, Латвию и Турцию. Мы провели три междисциплинарные лаборатории «Метаморфозы Таганки», исследующие театр завтрашнего дня. 7 сентября, в День города, у нас прошел ежегодный театральный фестиваль «Театральный марш» в саду «Эрмитаж».
Следующий год мы начнем с премьеры мольеровского «Lё Тартюф. Комедия» в постановке Юрия Муравицкого, которая состоится 30 и 31 января. В спектакле будут заняты только молодые артисты труппы.
В марте покажем «Снегурочку» Дениса Азарова, а в мае планируется выпуск спектакля «Спутники» по одноименной повести Веры Пановой. Автор инсценировки – драматург Ася Волошина, режиссер – Денис Хуснияров.
— Меня радует, что в этом году у нас было такое количество фестивалей, которые продолжают расти и развиваться. Для меня лично самое большое событие – Brusfest, первый международный фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина.
Важно, что в стенах «Практики» развивается музыкальное направление, появился первый оперный спектакль «Мороз, Красный Нос». Вообще у нас очень много задач, непростой работы, но мы справляемся.
В январе у нас пройдут еще две интересные премьеры – одной из них станет комедия с Михаилом Ефремовым.
— Уходящий год был для нашего театра достаточно удачным: много гастролей, новые спектакли. Все живы, здоровы, полны энтузиазма, идей, творческой энергии и желания работать.
В следующем году продолжится наш юбилейный сезон. Впереди еще две премьеры: на основной сцене я выпущу спектакль «Ложные признания» Пьера де Мариво, а на сцене филиала режиссер Данил Чащин поставит «Обычный конец света» по пьесе Жан-Люка Лагарса.
В этот раз сезон закроем рано, в начале июня, это связано с предстоящими большими гастролями в США и Канаде. Но со зрителями простимся ненадолго, следующий сезон начнем уже в августе.
Кубок «Москва – на волне»
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России