Гид по Московскому международному кинофестивалю: 10 фильмов, которые нужно увидеть

17 апреля 2019
Культура

Главный ежегодный киносмотр Москвы пройдет с 18 по 25 апреля. Изучаем программу и находим самые интересные показы.

41-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), как и в прошлом году, снова открывается в апреле. Жюри основного конкурса под председательством южнокорейского мастера Ким Кидука предстоит выбрать лучшую из 13 картин. Три из них сняты российскими режиссерами: в конкурс игрового кино вошли «Воскресенье» Екатерины Тирдатовой, «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой и «Эпидемия. Вонгозеро» Павла Костомарова.

Число внеконкурсных программ в этом году обогатилось двумя новыми. «Третий возраст» — программа фильмов, главные герои которых старше 70 лет. Программа «Первая серия» впервые в истории ММКФ представит новые сериалы.

Спецпрограмма «ХХ век венгерского кино» познакомит с шестью ключевыми картинами, созданными в Венгрии с 1914 по 1989 год. Среди них — «Пора мечтаний» Иштвана Сабо. Живой классик приедет в Москву представить свою картину. А в программу «Специальные показы», посвященную советскому периоду истории России, вошла российская премьера восстановленной «Годовщины революции» Дзиги Вертова, снятой в 1918 году и долгое время считавшейся утраченной.

В материале mos.ru — фильмы из разных программ, показы которых не стоит пропускать. Полное расписание — на сайте фестиваля

«Годовщина революции», режиссер Дзига Вертов (СССР, 1918)

Одно из самых важных событий 41-го ММКФ — российская премьера восстановленного фильма «Годовщина революции», с которого началась кинокарьера Дзиги Вертова. Дебютную картину главного революционера отечественного и мирового кинематографа, смонтированную из кинохроник 1917 года, в ноябре 1918-го показывали по всей стране. «Годовщина революции» стала рекордсменом по количеству копий: если в среднем каждый новый фильм тогда печатался на пленке в трех — пяти экземплярах, то фильм Вертова отпечатали 40 раз. Но, несмотря на это, уже в середине 1920-х все копии исчезли из оборота: в фильме было много эпизодов с Львом Троцким, к тому времени впавшим в немилость партийного руководства.

«Годовщина революции» долгое время считалась утраченной, и лишь в 2018 году киновед Николай Изволов представил ее восстановленную версию. Мировая премьера состоялась на Международном фестивале документальных фильмов в Амстердаме, на Московском фестивале первую ленту Вертова впервые увидят российские зрители.

Программа: «Специальные показы» 

Когда и где смотреть: 23 апреля в 21:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Эпидемия. Вонгозеро», режиссер Павел Костомаров (Россия, 2019)

Павел Костомаров, начинавший оператором в картинах Алексея Учителя, Бориса Хлебникова и Павла Лунгина, больше известен как режиссер-документалист. В 2010 году он получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за свой фильм «Как я провел этим летом». Дебют Костомарова в игровом кино состоялся в 2017-м: он снял телесериалы «Чернобыль 2. Зона отчуждения» и «Закон каменных джунглей».

В конкурсную программу игровых фильмов ММКФ вошла его новая работа — «Эпидемия. Вонгозеро», экранизация одноименного бестселлера Яны Вагнер. Место действия — Москва и Московская область, время — наши дни. Главный герой Сергей мчит в столицу, где происходит что-то ужасное: людей выкашивает неизвестный вирус, перед которым бессильна медицина. В зоне заражения оказываются бывшая жена Сергея и их сын. Главный роли исполнили Кирилл Кяро, Виктория Исакова и Марьяна Спивак.

Программа: «Конкурс» 

Когда и где смотреть: 21 апреля в 18:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Я была дома, но…», режиссер Ангела Шанелек (Германия, 2019)

Астрид, уставшая одинокая мать двоих детей, в полной растерянности. Ее сын-подросток неделю не был дома, а потом вернулся — совершенно чужой. В лесу, где мальчик провел это время, он поранился, и вот мать везет его в больницу с заражением крови. Почему он пропал? Связано ли это с уходом отца из семьи? Мать не понимает, а трудный ребенок не дает никаких объяснений. Доведенная до предела Астрид вдруг начинает замечать фальшь — и в жизни, и в искусстве. В ярости она набрасывается на знакомого режиссера, в спектаклях которого вместе со здоровыми актерами на сцене появляются умирающие люди: слишком искусственно выглядит игра на фоне правды жизни.

Ангела Шанелек — одна из главных деятелей Берлинской школы, некоммерческой волны, сформировавшейся в немецком кинематографе в конце девяностых. Как и все «берлинцы», Шанелек рассматривает частную историю маленького человека на фоне больших событий и явлений. Ее фильмы «Остановки в городах» (1998) и «Марсель» (2004) демонстрировались в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Фильм «Я была дома, но…» в этом году получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Это первый фильм режиссера, вошедший в конкурс Берлинале.

Программа: «Эйфория наваждений» 

Когда и где смотреть: 19 апреля в 21:45, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24), 22 апреля в 21:00, кинотеатр «Иллюзион» (Котельническая набережная, дом 1/15)

«Моя пенсия, моя жизнь», режиссер Такэо Кикути (Япония, 2018) 

Одно из самых интересных фестивальных нововведений этого года — появление спецпрограммы «Третий возраст», в которую входят картины о людях старше 70 лет. Большая часть фильмов программы сняты в Японии — японские режиссеры не любят расставаться со своими актерами и продолжают делать для них картины и после их выхода на пенсию. Впрочем, иногда японские актеры получают роли пенсионеров в молодости: например, Тисю Рю, любимый актер Ясудзиро Одзу, снявшийся в роли почтенных отцов семейств более чем в 50 картинах мастера, начал играть 70-летних со своих 40.

Мититаро, главный герой картины «Моя пенсия, моя жизнь», чем-то похож на большинство героев Рю в фильмах Одзу. С одной лишь разницей: он верит, что жизнь его еще не прошла. Последние 18 лет после смерти жены он живет в доме взрослой дочери Юмико. Выйдя на пенсию, он обретает в лице дочери друга, находит необременительный фриланс и, самое главное, записывается в кружок художественной гимнастики. Новое хобби полностью меняет его жизнь.

Программа: «Третий возраст» 

Когда и где смотреть: 21 апреля в 13:30 и 23 апреля в 16:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24) 

«Бог существует, и его зовут Петруния», режиссер Теона Стругар-Митевска (Македония, 2019) 

В одном маленьком македонском городке каждый год начинается с религиозно-спортивного соревнования: в реку бросают крест — и все мужчины бросаются вслед за ним. Кто схватит первым, тот и победил. Однажды в разгар мужской борьбы в ледяной воде в реку падает Петруния — тридцатилетняя неудачница с печальным лицом. И ей неожиданно впервые в жизни везет: крест оказывается у нее в руках. В городе назревает скандал: где это видано, чтобы женщина лезла в мужские дела. Но Петруния своего отдавать не собирается.

Фильм о противостоянии сильной женщины патриархальному обществу снят режиссером-женщиной. Теона Стругар-Митевска дебютировала в полном метре в 2004 году, и ее фильм «Как я убила святого» получил главный приз в Роттердаме.

Программа: «Эйфория наваждений» 

Когда и где смотреть: 23 апреля в 22:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Нон-фикшен», режиссер Оливье Ассаяс (Франция, 2019) 

Ален и Селена (Гийом Кане и Жюльетт Бинош) кажутся блестящей супружеской парой. Он успешный издатель, она известная театральная актриса. За ужином Ален жалуется Селене на рабочую проблему: он не знает, как поступить с новой рукописью. Один из ведущих авторов его издательства разродился сомнительным автобиографическим романом, основанным на его связи с одной актрисой. Обычно его книги становятся бестселлерами, но тут профессиональное чутье подсказывает Алену, что эти мемуары никому не будут интересны. Селена молча улыбается: она-то знает, что все события описаны правдиво и талантливо. Впрочем, и у Алена есть свои тайны.

«Нон-фикшен» — первая комедия французского режиссера Оливье Ассаяса («Зильс-Мария», «Что-то в воздухе», «Персональный покупатель»). Премьера состоялась в прошлом году на Венецианском кинофестивале. Фильм был номинирован на главный приз, но уступил «Роме» Альфонсо Куарона.

Программа: «8½ фильмов» 

Когда и где смотреть: 21 апреля в 18:45, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Пора мечтаний», режиссер Иштван Сабо (Венгрия, 1964) 

«Пора мечтаний», вдохновленная французской новой волной, — драма из жизни молодых венгров после революции 1956-го. Антикоммунистическое восстание было подавлено советскими войсками, и многие оппозиционно настроенные молодые люди бежали из страны. Главные герои, юноша-инженер и девушка-юрист, сознательно оставшиеся на родине, сближаются на почве общих взглядов. Они смело смотрят в будущее, строят планы. Внезапная смерть общего друга заставляет их снять розовые очки и задуматься о смысле жизни.

Живой классик венгерского кино Иштван Сабо приедет в Москву представить один из своих главных фильмов. Отличный повод пересмотреть или впервые увидеть картину.

Программа: «ХХ век венгерского кино» 

Когда и где смотреть: 19 апреля в 18:30, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24), 21 апреля в 18:30, Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус (Лаврушинский переулок, дом 12)

«Последняя любовь Казановы», режиссер Бенуа Жако (Франция, 2019) 

Новая историческая драма Бенуа Жако («Прощай, моя королева», «Маркиз де Сад») — опять пудреные парики, кринолины, куртуазные разговоры и философия в будуаре. В российский прокат «Последняя любовь Казановы» выйдет только в конце июня, так что нетерпеливые зрители могут ознакомиться с ним на ММКФ.

Легендарный покоритель женщин Джакомо Казанова после очередного любовного скандала бежит в Лондон. Здесь его подстерегает самое сильное искушение в жизни — юная куртизанка Марианна де Шарпийон. Падать в объятия порочного венецианца она не спешит и все сильнее разжигает огонь его страсти. Благосклонность она обещает лишь тогда, когда перестанет интересовать Казанову.

В роли роковой соблазнительницы, действительно ставшей последней любовью Джакомо Казановы, Стейси Мартин, сыгравшая главную героиню в первой части «Нимфоманки» Ларса фон Триера.

Программа: «Мастера»

Где и когда смотреть: 19 апреля 18:00, Центр документального кино (Зубовский бульвар, дом 2), 22 апреля в 19:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Кожа», режиссер Гай Наттив (США, 2018)

Короткометражный фильм «Кожа», получивший в этом году премию «Оскар» в соответствующей номинации, вошел в программу короткометражного кино ММКФ. В 20 минут режиссер Гай Наттив (он же — один из сценаристов) укладывает поучительную историю о том, до чего могут довести расовые предрассудки и вражда.

Главный герой фильма Джеффри принадлежит к неонацистской группировке, ненавидит афроамериканцев и в соответствующем духе воспитывает сына Троя. Однажды перед пикником семья Джеффри заезжает в продуктовый магазин. На кассе малыш Трой встречается глазами с афроамериканцем, и они улыбаются друг другу. С этой улыбки начинается самое страшное.

Пять документальных лент программы показывают блоком. Вместе с «Кожей» можно посмотреть «Дикаря» Жереми Конта, «Женщину в кабинке» Джоша Боулса, «Лето электрического льва» Диего Сеспедеса и «Рождественский подарок» Богдана Мурешану.

Программа: «Образы реальности» 

Где и когда смотреть: 20 апреля в 16:30 и 25 апреля в 18:45, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Полночный бегун», режиссер Ханс Баумгартнер (Швейцария, 2018) 

Йонас — известный спортсмен. Днем он готовится к олимпийскому марафону, а по вечерам работает поваром. В ближайших планах — съехаться с невестой и зажить взрослой жизнью. Неожиданный провал на спортивном соревновании сбивает его с ног — Йонас начинает вспоминать детские травмы, недавнее самоубийство брата и ощущение гнева, преодолевать который ему всегда помогал спорт. И вдруг резьбу срывает: Йонас становится убийцей.

В основе фильма «Полночный бегун» — реальная история известного швейцарского спортсмена, шеф-повара и преступника Миши Эбнера. В конце 1970-х двухлетнего Мишу и его брата нашли на улице и передали в приемную семью. У Миши были серьезные проблемы: он не умел ходить до четырех лет. Преодолеть стресс помог спорт, и он вырос дружелюбным и спокойным, добился серьезных спортивных успехов. А в 2002 году его арестовали за вооруженное нападение на двух женщин. Эбнер признался в убийстве женщины и еще в 29 нападениях.

Чтобы не ранить никого из ныне живущих фигурантов дела Эбнера, Ханс Баумгартнер перенес действие в наши дни и изменил некоторые другие детали. «Полночный бегун» — дебют режиссера в полнометражном кино. Премьера картины состоялась на международном кинофестивале в Локарно в 2018 году.

Программа: «Спектр» 

Где и когда смотреть: 19 апреля в 20:30, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24), 20 апреля в 14:30, кинотеатр «Юность» (улица Маршала Рыбалко, дом 1/4)

Источник: mos.ru

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies