Бывший доходный дом Анны Шугаевой получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Семиэтажное здание было построено в 1913 году по проекту архитектора Василия Волокитина в стиле северный, или скандинавский, модерн. Этот стиль отличают тяготение к массивным архитектурным формам, отказ от мелких деталей и кованых элементов в декоре фасадов, а также использование природных цветов и фактур.
Фасады дома Анны Шугаевой выходят на Садовую-Самотёчную улицу и в Лихов переулок. Строение по форме напоминает букву Г.
«Это здание — образец доходного дома начала XX века. Оно примечательно прежде всего своим готическим декором. Фасады украшают лепные барельефы с изображением фигур средневековых дам и воинов в доспехах. Кроме того, на фасадах можно увидеть лепные фигуры крылатых львов. А парадные входы украшены парными скульптурами этих мифических животных. Пожалуй, главная особенность дома — статуя рыцаря в латах, который опирается на меч. Она расположена на уровне седьмого этажа. Скульптуру хорошо видно со стороны Садовой-Самотёчной улицы. В наши дни дом по-прежнему жилой», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Кроме барельефов, на фасадах можно увидеть горельефы — более выпуклые и объемные изображения профилей средневековых рыцарей, а также маскароны и отдельные лепные элементы — розетки, рыцарские мечи и щиты. Стены дома выкрашены в светло-серый цвет, а декоративные детали — в темно-серый.
По проекту архитектора первый этаж и подвал были отведены под торговые помещения. В полуподвале и на остальных шести этажах располагались квартиры. Сегодня на первом этаже также размещаются магазины, а остальные шесть этажей жилые. Окна в этом доме разных размеров и форм — прямоугольные, полукруглые и стрельчатые (в виде арки с острым углом). Ограждения балконов выполнены в виде балюстрад (ряд фигурных столбиков) и аркад (ряд одинаковых арок). Кроме того, на фасаде можно увидеть прямые, полукруглые, витые и граненые колонны и полуколонны.
Стены с первого по шестой этаж отделаны рустом (имитация каменной кладки) разного размера, а стены последнего этажа покрыты гладкой штукатуркой.
В парадном вестибюле, выходящем на Садовую-Самотёчную улицу, сохранилось убранство интерьеров — росписи с геральдической символикой, лепные медальоны. Кроме того, там можно увидеть лестницы с фигурным металлическим ограждением и пол, выложенный мелкой керамической плиткой разных форм и размеров. Такую плитку называют метлахской.
Как пояснил Алексей Емельянов, после присвоения статуса объекта культурного наследия регионального значения бывший доходный дом Анны Шугаевой находится под охраной государства. Его исторический облик запрещено нарушать, а реставрационные работы в помещениях общего пользования (подъезды, лестничные проемы), а также на фасадах могут проводиться только под контролем городского Департамента культурного наследия и после согласования с ним.
Анна Владимировна Шугаева (годы жизни неизвестны) — владелица доходного дома на Садовой-Самотёчной улице. Ее супруг, Сергей Иванович Шугаев, имел личное почетное гражданство, был владельцем нескольких доходных домов в Москве.
Василий Волокитин (годы жизни неизвестны) — русский и советский архитектор, строил многоквартирные доходные дома преимущественно в готическом стиле. По его проекту возвели доходный дом купца Шредера (Большой Златоустинский переулок, дом 7), совместно с архитекторами И.Г. Кондратенко и С.А. Дорошенко Волокитин разработал проект многоквартирного дома Г.А. Гордон — С.Е. Шугаева (улица Малая Молчановка, дом 8).
Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Только за последние семь лет охранный статус получило около 700 памятников. Из них более 370 — выявленные объекты культурного наследия, а около 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения.
Так, недавно под охрану взяли другой образец северного модерна — бывший доходный дом адвоката Федора Плевако. Его фасады украшены майоликовыми панно, изготовленными на заводе Саввы Мамонтова. Кроме того, памятником архитектуры признали дом с жар-птицами в центре города. Это одна из самых оригинальных работ знаменитого зодчего Эрнста-Рихарда Нирнзее. Асимметричный фасад здания украшен керамическими изразцами, которые также были изготовлены на Абрамцевском гончарном заводе, принадлежащем известному меценату Савве Мамонтову.
Изразцы Врубеля и майоликовые панно: доходный дом Плевако признан памятником архитектурыОбразец позднего модерна: дом с жар-птицами в центре Москвы признали памятником архитектуры