На этой неделе в прокат выходят номинированные на премию Каннского кинофестиваля фильмы «Айка» и «Капернаум», новая лента Роберта Родригеса о киборге и отечественный ремейк американского хоррора «Замерзшие».
Библейские ассоциации начинаются с названия: Капернаум — древний город, в котором Иисус проповедовал и сотворил множество чудес. Действие фильма разворачивается в современном Бейруте, но история главного героя больше всего похожа на притчу — не чудесную, но поучительную.
Несмотря на юный возраст, 12-летнему Зейну приходится нелегально работать, заботиться о братьях и сестрах (сколько их, он даже точно не знает). Как и многие дети из бейрутских семей, живущих за чертой бедности, он растет на улице, ненавидит окружающих и мечтает эмигрировать в Европу. Но попадает в тюрьму. В заключении Зейн подает в суд на своих родителей за то, что те дали ему жизнь.
Ливанский режиссер Надин Лабаки работала над «Капернаумом» в течение пяти лет. Она общалась с детьми в центрах содержания, тюрьмах для подростков, на улицах и в трущобах. Актеры, в том числе исполнитель главной роли, не являются профессионалами. Их отбирали на улицах. Картина была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, но получила приз жюри фестиваля и приз экуменического (христианского) жюри. «Капернауму» также предстоит побороться за премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Главная героиня фильма — 25-летняя иммигрантка из Киргизии Айка —— вынуждена оставить в роддоме своего ребенка. Ей нужно зарабатывать деньги, чтобы расплатиться с долгами. Она готова работать где угодно — в буфете, на автомойке, в подпольном цеху по обработке кур или в ветеринарной клинике. Несмотря на кровотечение, она мечется по заснеженной Москве в поисках работы и гонит от себя мысли о ребенке. Зритель постоянно следует за ней вместе с вездесущей камерой оператора Иоланты Дылевской.
«Айка» была номинирована на главный приз Каннского кинофестиваля. Лента его не получила, зато исполнительница главной роли Самал Еслямова удостоилась награды за лучшую женскую роль. Это вторая полнометражная игровая работа документалиста Сергея Дворцевого. Его лента «Тюльпан», в которой также сыграла Самал Еслямова, 10 лет назад одержала победу в Каннах в секции «Особый взгляд».
2563 год. Прошло 300 лет после Великой войны. Доктор Идо (Кристоф Вальц) находит на свалке останки девушки-киборга и собирает ее заново. Алита (Роза Салазар) отлично помнит все боевые приемы, а свое прошлое — лишь обрывками. В основу ленты Роберта Родригеса легла манга японского автора Юкито Кисиро, которую издавали в 1991–1995 годах и перевели на многие языки.
Среди поклонников манги — Джеймс Кэмерон, давно заявлявший о своем намерении снять ее экранизацию. В 2000 году он выпустил по ее мотивам сериал «Темный ангел», а в 2003-м объявил, что готов сценарий будущего фильма. Позже режиссер пообещал, что спецэффекты в ленте будут на уровне «Аватара». И получились они действительно впечатляющими.
Впрочем, спецэффекты вовсе не затмевают отличную игру актрисы Розы Салазар. Также в картине снялись Кристоф Вальц, Махершала Али, Эд Скрейн и Дженнифер Коннелли.
Пятеро друзей, лыжники и сноубордисты, собираются встретить Новый год на вершине горы. Они садятся в кабинку фуникулера, записывают видео и уже предвкушают праздник — осталось только подняться. Но электропитание внезапно отключается, и герои зависают над пропастью. Так новогодняя ночь превращается в кошмар.
Фильм режиссера-дебютанта Тиграна Саакяна напоминает психологический триллер Адама Грина «Замерзшие» (2010), в котором сноубордисты застревают на открытом подъемнике на безлюдном горнолыжном курорте. Впрочем, участь героев «Отрыва» не лучше.