В Государственном академическом театре имени Моссовета состоялась премьера спектакля «Прощай, любимая!» режиссера Сергея Аронина по одноименной пьесе молодого драматурга Сергея Решетнева, победившей в конкурсе «Московские истории». Конкурс пьес о столице, приуроченный к грядущему 100-летию театра, прошел в конце 2022 года при поддержке Департамента культуры города Москвы.
Главный герой Антон приезжает из родного дальневосточного города в Москву учиться во ВГИКе. Дома он оставляет девушку Марту, не готовую к переезду. Впереди — новые знакомства, амбиции, возможности, блестящая карьера. Антон открыт новым чувствам, готов к конкуренции, но сможет ли он выжить в мегаполисе, где пока никому не нужен? Правда ли, что Москва не верит слезам и меняет людей?
Ксения Комарова, сыгравшая в спектакле Марту, Татьяна Родионова (безымянная уборщица-абитуриентка, а также режиссер Кудрявая) и сам автор пьесы Сергей Решетнев ― не москвичи, и переживания главного героя им знакомы. Историями своего переезда в столицу они поделились с mos.ru.
Я приехала в Москву из деревни Новое Девяткино, это окраина Санкт-Петербурга. В 2017-м я поступила в ГИТИС — он был моей мечтой. Первое время в столице было очень непростым. Дочка любящих родителей, никогда не уезжавшая далеко от дома, я внезапно оказалась одна в абсолютно чужом городе.
В первый же день учебы я сломала руку. Дома бы меня в травмпункт отвела мама, а здесь все пришлось решать самой. Мне было страшно и больно, я просто навзрыд ревела полночи так, что сбежались мои соседки по общежитию. Мы поехали в какой-то травмпункт, а там выяснилось, что в 17 лет нужно обращаться в детский. В целом я не быстро привыкала к тому, что теперь самой нужно решать свои проблемы. Меня будто окунули в холодную воду, надо было резко стать взрослой. А еще некоторым новым знакомым нравилось напоминать мне, что я провинциалка. Впрочем, так оно и было — типичная отличница, которая приехала покорять Москву.
Но постепенно во время учебы начали появляться друзья, товарищи, я стала чувствовать себя в Москве как дома. Ощущение закрепилось, когда я попала в Театр имени Моссовета с его чудесной атмосферой: Евгений Марчелли ходил на студенческие спектакли в поиске актеров и пригласил на работу несколько человек, включая меня. Теперь не представляю, что куда-то уеду отсюда, хотя мысль все бросить была, когда я училась на втором курсе. Андрей Кончаловский, мой педагог, любит говорить студентам: «Не борись с тьмой и неси свет». Это справедливо не только для сцены, но и для жизни. Пока я «боролась с тьмой», все время думала, что все плохо и нужно бежать обратно. Но, когда пересмотрела отношение, жить стало проще.
В Москву я приехала в начале 1990-х из Дзержинска Нижегородской области. Это очень маленький город — некоторые столичные районы гораздо больше, чем он. Я мечтала быть актрисой и как-то в один момент решила, что мне нужен мегаполис. Когда я приехала в Москву, побывала в метро, вдохнула этот воздух, я сразу подумала: «Это мой город, я никогда отсюда не уеду».
Одна из моих героинь в спектакле «Прощай, любимая!» бесчисленное количество раз пыталась поступить во ВГИК. В конечном итоге она обнаруживает себя проигравшей: ей 40 лет, с выбранной профессией не сложилось. Она устраивается работать уборщицей, а потом и вовсе уезжает обратно домой. Москва не приняла ее. У нее нет даже имени.
Героиня очень близка мне, я ее понимаю, хотя у меня все вышло иначе. Мне, в отличие от нее, повезло. Я с первого раза поступила в Театральный институт имени Бориса Щукина. В 1995-м уже состояла в труппе Театра имени Моссовета. С тех пор все хорошо. Тем не менее были в жизни моменты, как и у моей героини, когда приходилось ночевать на вокзале, негде было жить и так далее. И я помню это ощущение, несу его в себе. Роль позволила воплотить это на сцене.
В конце 1990-х — начале 2000-х я учился в Москве во ВГИКе, там же, где и герой моей пьесы Антон. Я наблюдал за людьми, записывал какие-то впечатления. В какой-то момент решил собрать эти заметки и рассказы воедино, выстроить в один сюжет. Мне стало интересно и вспомнить юность, и просто поиграть с этими событиями, характерами. В итоге получилась пьеса, которую я и отправил на конкурс «Московские истории», когда прием заявок уже почти закончился. Новость о победе стала полной неожиданностью.
Антону я подарил собственные трудности, связанные с самым началом карьеры. Когда ты только начинаешь учиться, то думаешь, что все можешь, что все дороги открыты. Это, конечно, все верно, с одной стороны, но с другой — не хватает опыта, нужно осваивать ремесло. И если проходишь через эти испытания, то только тогда что-то начинает получаться.
В конце спектакля Антон принимает решение вернуться домой, к Марте, потому что, как он думает, она ждет ребенка. В 2003-м я тоже вернулся в родной Горно-Алтайск, где сейчас и живу — но, конечно, совсем по другим причинам. В столицу больше не возвращался, приехал только посмотреть спектакль — это очень важно для меня. В своем городе я преподаю в колледже культуры и искусства — обучаю студентов основам сценарного мастерства. И ничуть не жалею, что моя жизнь сложилась именно так.