Эстрада, «Радионяня», театр «Шалом». Вспоминаем творческий путь Александра Левенбука

22 декабря 2023
Культура

Александр Семенович Левенбук родился 20 июля 1933 года в Москве.

Будущий артист и режиссер получил медицинское образование — окончил Первый московский медицинский институт (ныне Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова), но по профессии не работал. В годы учебы участвовал в художественной самодеятельности — тогда же сложился его дуэт с Александром Лившицем. Сам Александр Семенович вспоминал, что в советские годы из медицинских вузов выходило немало будущих артистов — в том числе потому, что медицина как наука приучает думать самостоятельно. Первый медицинский в 1960-е окончили, например, Аркадий Арканов и Григорий Горин.

В 1957 году Левенбук стал артистом Мосэстрады. Вместе с Александром Лившицем они гастролировали по Советскому Союзу, в программу их выступлений входили произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Эдуарда Успенского, Даниила Хармса, Бориса Заходера. В 1960-м участники дуэта стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Карьера Александра Левенбука на радио началась в 1970-м — с Александром Лившицем и Николаем Литвиновым он стал ведущим популярнейшей передачи «Радионяня», просуществовавшей четверть века. Над сценариями выпусков работал писатель Аркадий Хайт. Артисты рассказывали детям о правилах грамматики, математики и хорошего поведения. «Радионяню» знали и любили во всем СССР, да и сами артисты приходили на запись как на праздник, много ездили с выступлениями по разным городам. Где-то, вспоминал Александр Семенович, давали по два концерта в день — «“Радионяня” для детей» и вечером «“Радионяня” для взрослых». Пластинки с уроками из радиопередачи дарил своим внукам даже генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

Московский еврейский театр «Шалом»

Передача вошла в золотой фонд отечественного радиовещания. По отзывам слушателей, уроки «Радионяни» были намного эффективнее, чем школьные занятия грамматикой. В свое время в Кишиневе учителя даже проводили эксперимент: в одном из параллельных классов правила объясняли детям по учебнику, в другом — по пластинке «Радионяни». Во втором случае ученики усваивали материал значительно быстрее.

Книгу «Веселая грамматика “Радионяни”» Александра Левенбука и Аркадия Хайта в очередной раз переиздали в 2019 году — проиллюстрировал новую версию художник Анатолий Резников, создавший мультсериал про кота Леопольда.

В 1980-е Александр Левенбук сотрудничал с Аркадием Хайтом и в качестве режиссера, они поставили несколько спектаклей для юмористов, в том числе «Доброе слово и кошке приятно» для Евгения Петросяна и «Нет ли лишнего билетика?» для Владимира Винокура. В 1985-м Александр Левенбук поставил в Камерном еврейском музыкальном театре пьесу Аркадия Хайта «Тум-балалайка». Позднее эту постановку показывали в США на бродвейской сцене.

Московский еврейский театр «Шалом»

Александра Левенбука в 1987 году назначили на должность художественного руководителя Московского еврейского драматического театра-студии (ранее Московского еврейского драматического ансамбля). В 1988-м его переименовали в Московский еврейский театр «Шалом» — это стало, можно сказать, новым рождением. Коллектив отказался от идиша, на котором до этого исполняли многие спектакли, и стал играть только на русском языке, чтобы постановки были понятны любому зрителю, живущему в России.

Александр Левенбук считал, что еврейский театр определяет сплав традиций и интернационализма, а главным в специфике должен быть репертуар — необходимо ставить еврейские пьесы, отражающие национальную историю, характеры и мировоззрение. Что, впрочем, не мешает театру быть интересным для зрителей разных национальностей. Сам он был в театре «Шалом» не только режиссером, но и актером в спектаклях «Заколдованный театр», «Янкель, Таке и Кадыр», «Новеллы Севелы», «Четыре чемодана в Шереметьево-2», «Национальность? Да!».

Московский еврейский театр «Шалом»

В эти годы Александр Левенбук продолжил сотрудничать с Аркадием Хайтом — писатель стал ведущим автором нового театра. Первым спектаклем был «Поезд за счастьем» по пьесе Хайта — калейдоскоп картинок еврейской жизни, одна из визитных карточек труппы. В другой пьесе, «Заколдованный театр», Аркадий Хайт совместно с Феликсом Канделем вспомнил Соломона Михоэлса, выдающегося актера и режиссера советского театра на идише.

Труппа театра «Шалом» ездила с гастролями в США, Израиль, Румынию, Великобританию, Бельгию, Германию, Канаду.

В 2014 году в театре начался большой ремонт, который длился восемь лет. У труппы были только временные площадки для выступлений, репертуар обновлялся мало. В 2021-м Александр Левенбук передал полномочия художественного руководителя Олегу Липовецкому, отметив, что последний прекрасно понимает специфику национальных особенностей театра.

Новым художественным руководителем театра «Шалом» стал Олег ЛиповецкийФаршированная рыба и размороженный дедушка: с чего начать знакомство с театром «Шалом»

В 1992 году Александр Левенбук был удостоен звания заслуженного артиста России, в 2004-м — народного артиста. Кавалер ордена Почета (2009) и ордена Дружбы (2019).

Александра Левенбука не стало в ночь на 22 декабря, ему было 90 лет.

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события
Бесплатно

Занятия по актерскому мастерству в саду имени Баумана

17 января25 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies