Ирина Мирошниченко снялась более чем в 40 фильмах, среди которых «Зимняя вишня — 2», «Вам и не снилось…», «Дядя Ваня», блистала на сцене Московского Художественного театра.
Ирина Мирошниченко родилась в 1942 году в семье военного в Барнауле, там тогда служил ее отец. Москву девочка увидела в 1944-м — родители вернулись в столицу. Поначалу молодая семья жила в небольшой комнатке, о комфорте никто и не помышлял: жизнь была трудная и денег катастрофически не хватало.
Мать Ирины Мирошниченко, Екатерина Антоновна, когда-то сама мечтала стать артисткой и брала уроки актерского мастерства. Но судьба распорядилась иначе: она стала ведущей в Москонцерте. Ее дочь с детства впитала любовь к искусству. Сначала, правда, будущая актриса хотела быть профессиональным музыкантом и училась играть на скрипке в школе при училище имени Гнесиных.
Параллельно девочка занималась в студии при Театре имени Ленинского комсомола. Репетиции, выступления, декорации, разнообразные герои настолько увлекли Ирину, что она стала задумываться об актерском вузе. Ее поддерживали и преподаватели, которые разглядели несомненный талант. Поступление в Школу-студию МХАТ в 1961 году прошло легко, несмотря на огромную конкуренцию.
В труппу прославленного Московского Художественного театра ее пригласили сразу же после выпуска. Правда, значимые роли появились не сразу: первым ее опытом на этой сцене стала массовка — в спектакле «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка.
Но Ирина Мирошниченко не унывала, и уже в следующем году сыграла учительницу в постановке Бориса Ливанова «Тяжкое обвинение». После роли Зины в «Буднях и праздниках» актриса пошла на «повышение» — в «Синей птице» ей предложили уже роль феи Берилюны.
В 1968-м Мирошниченко сыграла Ольгу в «Трех сестрах» по чеховской пьесе. В интервью она говорила, что очень волновалась, сомневалась и боялась не справиться с этой работой. Однако премьера прошла блестяще, и об актрисе заговорили всерьез.
Дальше она сыграла в чеховской «Чайке», «Идеальном муже» по пьесе Оскара Уайльда, «Последних днях» Михаила Булгакова, «Эшелоне» Михаила Рощина, «Варварах» Максима Горького и многих других постановках — за всю карьеру актрисы их набралось больше 30. Она работала с такими режиссерами, как Виктор Станицын, Олег Ефремов и Анатолий Эфрос.
В кино актриса дебютировала еще будучи студенткой. На третьем курсе она снялась в фильме «Я шагаю по Москве», сыграв небольшую роль Кати — сестры главного героя Кольки (Никита Михалков). При этом Ирина Мирошниченко сильно рисковала: руководство учебного заведения не поощряло съемок студентов в кино, и ее могли отчислить.
Поэтому следующая кинороль досталась ей в 1966-м, уже после окончания Школы-студии. В фильме Антона Тимошинина «Их знали только в лицо» — экранизации повести «Час испытаний» Эдуарда Ростовцева — ей доверили главную роль. После знакомства с ее героиней, разведчицей-певицей Галиной Ортынской, Мирошниченко полюбили и телезрители. В картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев» она исполнила роль Марии Магдалины — режиссера особенно подкупила ее идеально подходящая внешность. Впрочем, сама актриса много и старательно работала, чтобы оправдать ожидания.
В «Дяде Ване» (1970) Андрея Кончаловского она перевоплотилась в Елену Серебрякову. Партнерами по съемочной площадке стали Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук и Владимир Зельдин. Ирина Мирошниченко волновалась, но напрасно: зрители назвали ее одной из самых ярких артисток тех лет.
В 1971-м Николай Губенко задумал снять полный философии фильм о солдате, вернувшемся домой с фронта и узнавшем о смерти жены. В роли Веры Куркиной, простой крестьянки, Губенко видел только Ирину Мирошниченко. Чтобы вжиться в образ, актриса много часов беседовала с простыми женщинами из провинциального городка, где снимали фильм. Она внимательно наблюдала за их мимикой, жестами, перенимала движения.
Картину Ильи Фрэза «Вам и не снилось…» (1980) журнал «Советский экран» назвал лучшим фильмом года. История любви советских Ромео и Джульетты стала популярна и за рубежом — ее оценили, в частности, в США. Там картина шла под названием Love and Lies. Ирина Мирошниченко блистала в роли Людмилы Сергеевны — мамы главной героини. Прямо перед съемками она попала в аварию, и какое-то время ей пришлось носить фиксирующий воротник на шее. Фрэз ждал, когда Ирина Петровна поправится — несмотря на то, что эту роль хотели бы сыграть многие артистки и он мог выбрать любую из них.
В 1990 году на экраны вышла «Зимняя вишня — 2», продолжение нашумевшей картины. Там актриса сыграла Юлию, жену главного героя Вадима. Она рассказывала, что изначально роль писалась совсем для другой актрисы. И Мирошниченко, прежде чем начались съемки, сделала героиню чуть иной, не такой прямолинейной. Режиссер Игорь Масленников согласился, что так даже лучше, и велел переписать некоторые сцены.
Ирина Мирошниченко снялась более чем в 40 картинах. Ее также можно увидеть в «Ошибке резидента», «Кремлевских курсантах», «Миссии в Кабуле», «Аварии» и многих других.
Ирина Мирошниченко пробовала себя в озвучке и дубляже. Например, в 1972 году она подарила свой голос французской певице в спектакле «Необыкновенный концерт» кукольного театра Сергея Образцова, а в 1985-м — героине Марины Влади в фильме «В поисках капитана Гранта». Она также записала несколько музыкальных альбомов, давала концерты.
Ирина Мирошниченко — обладательница ордена «Знак Почета», орденов Почета, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. В 1988 году ее удостоили звания народной артистки РСФСР.
Ирины Петровны не стало 3 августа. Она умерла в одной из московских больниц.