В Галерее Ильи Глазунова проходит выставка, на которой показывают полную серию хромолитографий «Картины по русской истории», состоящую из 51 листа. Серия выходила с 1908 по 1913 год — именно по ней школьники того времени и изучали историю: от Древней Руси до отмены крепостного права.
Выпускал серию книгоиздатель и меценат Иосиф Кнебель. Чуть раньше в Лейпциге уже появились похожие ученические пособия, и он загорелся идеей создать нечто подобное на родине. К сотрудничеству Кнебель привлек талантливейших художников — Аполлинария Васнецова, Бориса Кустодиева, Александра Бенуа и других. Издатель с уважением отнесся к их творчеству, не принуждая работать в единой стилистике — каждый творил в собственной привычной манере.
Подробнее о некоторых из этих работ рассказала Елена Желнова, куратор выставки.
Первая иллюстрация, с которой ученики начинали знакомство с историей, принадлежала Николаю Рериху. Он, как и другие авторы картин для этой учебной серии, стремился создать прежде всего наглядный художественный образ, который раскрывал бы ту или иную тему. «На заре истории» — представление автора о тех давних временах, о которых на тот момент было известно не так много.
В целом большинство художников пользовались историческими документами. Они создавали свои работы на основе книг по истории России, работали с археологическим и историческим обществом.
Аполлинарий Васнецов, младший брат прославленного Виктора Васнецова, был не только художником, но и ученым. И иллюстрация «Новгородский торг» — результат его исследовательской работы. Он изучал историю древнего Новгорода, который был центром торговли в стране, а также лично участвовал в археологических раскопках.
На первом плане он изобразил торговую площадь с лавками — именно сюда стекались русские и иностранные купцы. Костюмы воспроизведены максимально точно: автор кропотливо изучил фасоны, расцветки, мельчайшие элементы. Верны и исторические детали: на иллюстрации есть, например, медные монеты, весы, на которых взвешивали продукты. На рисунке можно разглядеть храм Иоанна Предтечи на Опоках, Новгородский кремль, собор Святой Софии и прочее. Многие из этих построек сохранились и до наших дней.
Новгородом Васнецов заинтересовался во время работы над декорациями к опере «Садко» (Мариинский театр). Он побывал здесь дважды — при каждом визите делал зарисовки, которые пригодились ему и в дальнейшем.
Как во времена Древней Руси обвиняемый мог доказать свою невиновность общественности? Очень непросто: для этого ему предлагали прыгнуть через пламя или же достать из огня кусок железа. Считалось, что безгрешный человек совершенно точно не получит увечий: силы природы не дадут невиновному пострадать.
Художник Иван Билибин посвятил этому сюжету одну из своих иллюстраций. Суд происходит во дворе княжеских палат. Центральное место в композиции отведено костру, около него на коленях и стоит подсудимый. Автор запечатлел момент, когда он только тянется к огню.
Еще одна работа Аполлинария Васнецова. В ней художник отразил одну из сторон крестьянского досуга. Сюжет он перенес в горницу (верхний этаж, который обычно занимали женщины). Девушка на выданье, сидя у витражного окна, примеряет кокошник, дама постарше играет с ребенком, вторая — просто отдыхает. Один из детей катается на деревянной лошадке — такое развлечение было популярно у малышей всех сословий, от крестьян до бояр.
На картинке можно рассмотреть и обстановку дома тех времен: оконные наличники, красный угол, в котором находились иконы, и многое другое. И конечно, к изображению костюмов художник также подошел очень детально с исторической точки зрения: душегрейки, сарафаны, детские рубахи героев иллюстрации дают точное представление о том, как тогда одевались люди.
О том, как на самом деле выглядел Санкт-Петербург при его создателе Петре I, школьникам позволяла узнать иллюстрация, созданная Александром Бенуа. Никакой роскоши и каменных набережных (которые, к слову, появились только при Екатерине II): виден пока еще неблагоустроенный, серый и неуютный город, обдуваемый всеми ветрами, и его первые жители, одетые отнюдь не в парадные костюмы.
Кроме того, здесь очень интересно подмечать детали. Бенуа, понимая, что картинку будут рассматривать прежде всего дети, решил развеселить их: лица его героев выражают самые разные эмоции. Автор считал, что учебное пособие обязательно должно быть увлекательным и интересным.
Особый приоритет Петр I отдавал армии. На государственную службу молодые люди поступали с 15 лет. Исключение делали только для тех, кто имел проблемы со здоровьем. Списки дворянских детей, которые достигли нужного возраста, составляли по всей стране. Называли их новиками. Государь лично занимался их отбором: задавал вопросы, разговаривал. Это и запечатлел на своей картине Дмитрий Кардовский.
Петр I оценивал все: внешний вид, умение писать и красиво говорить, учитывал, из какого рода происходит юноша. После таких смотров он лично объявлял, в какой род войск попадет тот или иной подросток.
Кстати, на картине можно увидеть и царевича Алексея, он стоит прямо за Петром.
Настоящий шедевр учебной серии — картина Александра Бенуа, посвященная Екатерине II. Она считается одной из максимально наполненных, содержательных иллюстраций. Мы видим, как императрица выходит из своих покоев в сопровождении самых близких подчиненных в парадный зал, где ее встречает знать.
Художник очень точно передал то, как выглядела обстановка, интерьеры, он не забыл даже про картины, которые на самом деле когда-то украшали зал. Костюмы той эпохи тоже точно соответствуют действительности. Например, на переднем плане изображена дама в платье à la française (пышная юбка, характерные складки на спине, определенная форма рукава) — в период царствования Екатерины II такие наряды были невероятно популярны.
«Вахтпарад при императоре Павле I» — еще одна работа Александра Бенуа, ставшая хрестоматийной. Ее не раз воспроизводили в учебниках по истории более поздних периодов. Особую слабость правитель питал к вахтпарадам — сменам дворцового караула, любил присутствовать на них. Церемония начиналась ежедневно в 09:00 и длилась несколько часов. Командовал вахтпарадом лично Павел I. Это было незабываемое красочное представление: Зимний дворец, из которого приносили знамя, музыка, барабанный бой.
Бенуа не ставил целью изобразить императора — его лица на картине практически не видно. Он сосредоточился на самом событии: показал, как выглядел вахтпарад, мундиры прусского образца, введенные Павлом, а еще строящийся тогда Михайловский замок.
Урбанизация начала XIX века нашла отражение в иллюстрации Мстислава Добужинского «Город в николаевское время». Здесь изображены торговые ряды, которые обязательно находились в центре любого уездного города, двухэтажные деревянные дома, многочисленные купола церквей, а также полицейская будка и фонарный столб, которые стали появляться только при Николае I.
С одной стороны, это максимально точное историческое изображение, с другой — автор привносит и толику юмора: на передний план картины он помещает пятнистую свинью, а также рисует дам в роскошных нарядах, гордо проходящих мимо грязной лужи.
Заканчивает серию работа «Освобождение крестьян» Бориса Кустодиева. Манифест, дарующий свободу крепостным, подписал император Александр II в 1861 году, но саму идею вынашивал еще Николай I. Художник показывает торжественный момент: на картине изображен военный, который и привез манифест, он объявляет содержимое документа перед обескураженной толпой в некой губернии. Поскольку рисунок был создан для детей, то особенно важна здесь эмоциональная составляющая: школьники могли пофантазировать на тему того, как тот или иной персонаж отреагировал на новость.