В самый яркий праздник весны, 8 Марта, ВДНХ приглашает совершить познавательную прогулку и открыть для себя великолепные памятники, вдохновленные женщинами. На главной выставке страны более 50 скульптур украшают фасады, крыши, входы павильонов, а также прилегающую к ним территорию. Во время визита на ВДНХ можно увидеть отважную альпинистку, покоряющую вершину, нежную мать с грудным младенцем, обворожительную древнеримскую богиню весны и цветов Флору, а также изящную девушку-кроликовода в окружении подопечных.
Знакомство с женскими скульптурами на ВДНХ стоит начать с композиции «Рабочий и колхозница». Шедевр Веры Мухиной уже несколько десятилетий восхищает и вдохновляет горожан и туристов. Монумент был создан знаменитым мастером в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Скульптура «Рабочий и колхозница» украсила временный павильон СССР. После выставки памятник установили на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (так называлась ВДНХ в 1939–1959 годах). Он сразу стал самым узнаваемым символом советской эпохи. Колхозница отражает идеальный образ советской женщины — самоотверженной труженицы, способной на подвиг ради общей цели. Она уверенно держит над своей головой серп, символизирующий труд крестьян-колхозников. А ее спутник — рабочий — крепко сжимает молот. Считается, что натурщицей для Веры Мухиной стала 18-летняя Анна Богоявленская. Скульптор встретила девушку во время прогулки в парке «Серебряный бор» и предложила ей позировать. Сначала скромная девушка не решалась приехать в мастерскую на Арбате и отправила вместо себя близкую подругу, которую считала более привлекательной. Однако Веру Мухину другая модель не устроила и она настояла на участии в создании композиции Анны Богоявленской. Так, благодаря молодой красивой и спортивной девушке, появился образ самой известной колхозницы страны.
На Центральной аллее ВДНХ гостей встречают 16 золотых девушек, украшающих легендарный фонтан «Дружба народов». Женские скульптуры символизируют бывшие советские республики. Позолоченные фигуры окружают огромный сноп пшеницы и подсолнухов. В руках советские красавицы держат сельскохозяйственные растения и плоды, которыми славятся их родные просторы. Например, представительница РСФСР прижимает к себе большой пучок пшеницы, колхозница из Таджикской ССР изображена с букетом из хлопка, а крестьянка из Белорусской ССР — с яблоком и связкой льна.
Скульптуры девушек были созданы такими мастерами, как Зинаида Баженова, Иосиф Чайков, Алексей Тенета, Зоя Рылеева. Фигуры лепили с натуры. Так, при создании представительницы Эстонской ССР в качестве натурщицы выступила актриса и балерина Вирве Кипле-Парсаданян. Прообразом фигуры, олицетворяющей Туркменскую ССР, стала пианистка Гозель Аннамамедова. А для образа, символизирующего Грузинскую ССР, позировала первая красавица Тбилиси Родам Амирэджиби, супруга поэта Михаила Светлова.
«Дружба народов» — самый большой фонтан ВДНХ. Его открыли 1 августа 1954 года, когда Всесоюзная сельскохозяйственная выставка предстала перед гостями после первой реконструкции.
Тем, кто окажется рядом с выставочно-торговым центром Республики Беларусь (павильон № 18), стоит рассмотреть величественную скульптуру женщины, венчающую круглую башню. Чаще всего ее называют «Родина-мать» и связывают с символом победы в Великой Отечественной войне. В одной руке женщина держит сноп пшеницы, а в другой — венок. Она словно награждает советский народ и выражает признательность воинам за спасение. У подножия бельведера расположено еще пять скульптур, изображающих тружеников республики, — доярка, агроном, колхозница, охотник и механизатор. Создателем скульптурной группы является Андрей Бембель, один из авторов знаменитого мемориального комплекса «Брестская крепость».
Рядом с павильоном № 27 «Физкультура и спорт» гости могут увидеть фигуру женщины с ледорубом в руках. Это альпинистка, которая отважно покоряет вершины. Поблизости от девушки находится ее верный товарищ, готовый прийти на помощь в любую минуту. Скульптуры изображены в движении. Они идут по леднику и бесстрашно шаг за шагом совершают восхождение на гору. Уникальную композицию из бетона «Альпинист и альпинистка» создал художник и скульптор Евгений Абалаков. Автор был сам выдающимся альпинистом и около 50 раз участвовал в экспедициях, а также преподавал в школе военного альпинизма. Фигуры смелых скалолазов установили возле павильона «Физкультура и спорт» в 1954 году.
Самая необычная скульптурная композиция, символизирующая женскую красоту, расположена на фасаде павильона № 29 «Цветоводство и озеленение». Над входом в здание находится декоративный рельеф «Флора». Он представляет собой кованый женский силуэт из меди, обрамленный цветами. Голову красавицы украшает венок. Этот образ символизирует древнеримскую богиню цветов, расцвета и весны Флору. Металлическая ажурная композиция была создана художником и архитектором Юрием Александровым. Павильон был построен в 1970 году в стиле брутализма. В оформлении фасадов здания использовали необработанный ракушечник.
Чтобы увидеть прекрасные скульптуры девушек, можно отправиться к павильону № 44 «Кролиководство». Он находится в северо-восточной части ВДНХ, за 4-м Каменским прудом. Фасад здания справа и слева украшают ниши, в которых установлены скульптуры юных кролиководов. Красавицы в рабочей одежде встречают гостей с кроликами на руках. Одна из них бережно держит целый выводок, а вторая заботливо кормит зверька листом салата. Авторами этой милой скульптурной композиции являются Николай Розов и Зинаида Снигирь. Павильон «Кролиководство» был построен в 1954-м. В советские годы в здании проводили кролиководческие выставки. Здесь можно было увидеть разные породы этих зверьков: венских голубых, белых великанов, ангорских, пуховых, а также кроликов пород белка и бабочка.
На входе в «Городскую ферму» посетителей приветствует скульптура «Совхозница-зверовод» со щенками чернобурой лисицы на руках. У ее ног — мать выводка. Скульптура работы Константина Кошкина и Василия Набатова появилась здесь в 1954 году. Она стала частью павильона № 45 «Лесное и охотничье хозяйство» (бывший павильон «Охота и звероводство»), который был утрачен в 2005-м.
Еще один образ прекрасной женщины можно увидеть вблизи павильона № 8 «Юные натуралисты». Фигура многодетной матери является частью бронзовой композиции «Семья». Хранительница очага изображена сидящей с младенцем на руках. К ее ногам прильнула маленькая дочка. Женщина с любовью и нежностью смотрит на своего мужа, который держит на плечах их сына. Скульптурная группа олицетворяет собой родительское счастье и прославляет семейные ценности. Бронзовый памятник был создан в 1954 году. Первоначально он располагался около павильона «Ветеринария». Однако в 1961 году скульптурная группа «Семья» переместилась на новое место у павильона № 8.
ВДНХ — уникальное общественное пространство более чем с 80-летней историей. Выставка объединяет 49 объектов культурного наследия, в том числе исторические павильоны и фонтаны. Общая площадь ВДНХ — свыше 325 гектаров.
В 2014 году началась масштабная программа возрождения выставки. По решению москвичей ей вернули историческое название — ВДНХ (с 1992-го использовалось наименование «Всероссийский выставочный центр»), а специалисты приступили к благоустройству территории, восстановлению павильонов и ландшафтных шедевров комплекса.