Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора

10 октября 2018
Культура

1912 год. В дом в Большом Николопесковском переулке въехал композитор и пианист Александр Скрябин со своей семьей. Несколько комнат, которые он здесь снял, стали его последним жильем: Скрябин умер аккурат в день истечения срока аренды, 14 апреля 1915 года по старому стилю.

Мемориальный музей открылся здесь спустя всего три года — вещи, которые окружали композитора при жизни и были ему дороги, остались на своих местах. Тайны, курьезные и мистические истории, которые они хранят, — в материале mos.ru.

Модель светового аппарата «Прометей»

В квартиру в Большом Николопесковском Скрябин привез цветосветовой аппарат. Его изготовили по собственным эскизам композитора для сопровождения исполнения симфонической поэмы «Прометей», написанной в 1910 году. «Прометей» стал первым в мире светомузыкальным произведением. Скрябин ввел в партитуру партию света, записанную обычными нотами и предназначенную для исполнения на световой клавиатуре.

Квартиру композитор выбирал такую, в которую было бы проведено электричество, необходимое для экспериментов с цветомузыкой. Для друзей Скрябин играл «Прометея» на рояле, а его супруга исполняла партию света. Шторы в это время опускали, и гости любовались игрой оттенков.

Рояль Bechstein

В год переезда компания Bechstein подарила Скрябину фирменный рояль. Инструмент установили в кабинете, где композитор проводил большую часть времени. По сути, он стал рекламным лицом компании — взамен ее представители попросили об упоминаниях в концертных программках. Расчет был на поклонников-музыкантов: когда они узнавали, на каком рояле играет кумир, покупали себе такой же.

На этом инструменте (он по-прежнему стоит на том же месте), кроме Скрябина, играли его друзья — Сергей Рахманинов, Владимир Софроницкий, Владимир Горовиц. А сегодня самые известные пианисты считают честью просто прикоснуться к роялю, и иногда такая возможность действительно выпадает. Он звучит дважды в год: в день рождения и в день памяти Скрябина (6 января и 27 апреля). Специалисты говорят, что для своего возраста рояль работает отлично.

«Восточный мудрец»

Музыку Скрябин писал, стоя за конторкой, которую купил на гастролях в Бельгии. Над ней он повесил картину своего близкого друга, художника Николая Шперлинга, «Восточный мудрец». Сам Александр Николаевич называл ее «Темный», трактуя героя как некоего черного, «неправильного» Христа (внешне они действительно похожи). В руках у Темного символ мудрости — светлый цветок лотоса. Эта двойственность нравилась Скрябину. Он говорил, что картина его вдохновляет, поэтому должна быть всегда на виду.

В музее можно увидеть и другие картины Шперлинга — «Рыцарь Жиль де Рэ», Tibi, purissima, «Траурный марш». Последняя, кстати, была создана под впечатлением от одного из скрябинских произведений.

Композитор всю жизнь хотел побывать на Востоке — в Индии или Египте. Сначала он просто откладывал путешествие, потом препятствовали обстоятельства — Скрябин умер, так и не съездив ни в одну из этих стран. А вот Шперлинг, пройдя Первую мировую и Гражданскую войны, эмигрировал сначала в Турцию, потом в Египет, а затем в Грецию, где ему предложили работу. По пути туда он счел своим долгом ненадолго заехать в Индию, отдав тем самым дань уважения покойному другу.

Телефон

Еще до приезда Скрябина хозяин квартиры установил в ней телефон фирмы «Эриксон» — по тем временам предмет роскоши. К 1912-му во всей Москве насчитывалось только около 40 тысяч абонентов.

Телефон раздражал Скрябина, если начинал звонить во время работы и отвлекал его. Мастер приходил в ярость и готов был даже выбросить аппарат из окна. Но если он сам говорил по нему, то заставить композитора положить трубку было практически невозможно: телефонный разговор — одно из тех удовольствий, от которых Скрябин был не в силах отказаться.

Кстати, номер у композитора был такой: 3-36-30.

Фонарь

Внимательные гости заметят на потолке в прихожей фонарь. До недавнего времени сотрудники музея считали, что это какой-то восточный сувенир — как известно, Скрябин их обожал и коллекционировал. Поэтому фонарю не придавали особого значения.

Но однажды они заметили на дне фонаря буквы IHS, что расшифровывается как Iesus Hominum Salvator — вариант записи имени Иисуса Христа («Иисус, спаситель человечества»). Этот символ был известен еще со времен средневековой Европы.

Вокруг буквы Н — крест и три гвоздя, так аббревиатуру писали иезуиты. Однако на сегодняшний день никакой связи между Скрябиным и приверженцами этого ордена не обнаружено. С другой стороны, для иезуитского символа как будто не хватает важной детали — круга солнца (с 16 или 32 лучами). Но это только на первый взгляд. Если в помещении выключить свет, оставив немного, то на потолке, над самым фонарем, образуется то самое солнце с 16 лучами — за счет вентиляционных отверстий в верхней части фонаря и прохождения через них остатков света.

О том, откуда у Скрябина взялся этот фонарь и какое значение ему придавал хозяин, остается только догадываться.

Дачная фотография

В гостиной есть фотография, сделанная через год после переезда в квартиру — летом на съемной даче. На ней — Скрябин с супругой Татьяной Федоровной и сыном Юлианом. Композитор в тот день решил поехать на дачу при галстуке, в светлой обуви и белых брюках, которые подвернул, чтобы не запачкать.

О его деликатном отношении к предметам гардероба слагали легенды. Однажды он собирал чемодан, в который нужно было сложить блузку Татьяны Федоровны с пышными рифлеными рукавами. Композитор не мог ничего придумать, чтобы кружева и рюши не помялись, а потому в итоге засунул в рукава по башмаку, уверенный, что они-то точно помогут удержать форму. Татьяна Федоровна, увидев это, мужа строго отчитала.

Концертный фрак

Сохранился и фрак композитора, в котором он выступил на своем последнем концерте в 1915 году. Тогда он играл в малом зале Петроградской консерватории и, как всегда перед выходом на сцену, очень нервничал.

Первое, на что посетители музея чаще всего обращают внимание, — размер фрака: 44–46. Становится понятнее, почему Александр Николаевич не стал военным, хотя и учился в кадетском корпусе.

Среди сотрудников музея есть легенда: если дотронуться до стекла, за которым находится фрак, можно понять, принимает тебя Скрябин или нет. Важное условие: прикасаться нужно к правой стороне. Если принимает, то стекло будет теплым, если нет — холодным.

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события

«Мой милый дом» в Доме-музее академика С.П. Королева

1 июня 20231 августа 2025

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies