Главный дом городской усадьбы начала XIX века в Дашкове переулке внесли в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Двухэтажный каменный особняк с оградой был возведен в стиле классицизм. Переулок, появившийся на карте Москвы в 1838 году, назван в честь одного из владельцев дома — действительного статского советника и сенатора Андрея Дашкова (1790–1865).
Первые сведения об усадьбе датируются 1816 годом, когда она принадлежала генерал-майору Якову Мерлину. Помимо главного дома, в комплекс зданий входило несколько деревянных жилых флигелей и хозяйственных построек. До наших дней они не сохранились. Однако уцелела белокаменная ограда с металлическими ограждениями и воротами. Сейчас она находится между домами 5 и 7 в Дашкове переулке.
От Мерлина усадьба перешла к Андрею Дашкову. В 1840-х годах в главном доме проживал и его сын Василий Дашков (1819–1896) — будущий директор Румянцевского музея в Москве, который располагался в Доме Пашкова на Ваганьковском холме (улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 1). В нем в том числе хранилась богатейшая коллекция старинных рукописей и книг, летописей и древних грамот, которые собирал граф Николай Румянцев. Также в доме Андрея Дашкова жил его зять — художник и вице-президент Академии художеств князь Григорий Гагарин (1810–1893).
После смерти Андрея Дашкова в 1865 году особняк сменил несколько владельцев, некоторые из них сдавали его в аренду. В советское время в здании были коммунальные квартиры, а также располагался Госснаб Казахской ССР. Сейчас дом стал театральной площадкой — там проводятся иммерсивные спектакли. Их действие разворачивается в комнатах старинного здания. Эти постановки отличаются от классических тем, что в них наравне с актерами могут принимать участие зрители.
«Дом в Дашкове переулке имеет не только мемориальную, но архитектурную ценность. Это типичный образец жилой застройки столицы начала XIX столетия. В лаконичности его декоративного оформления прослеживаются черты классицизма. Внутри особняка сохранились изразцовые печи и историческая лестница. А на полу первого этажа можно увидеть узоры, выложенные из метлахской плитки», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Главный фасад здания украшен ризалитом (выступом) с квадратными полуколоннами и прямыми лепными карнизами. На крыше располагаются слуховые окна.
По словам главы ведомства, реставрация главного дома городской усадьбы в Дашкове переулке завершилась в феврале этого года. Специалисты восстановили исторический облик фасадов здания и привели в порядок его интерьеры. Они сняли со старинных печей обои, которыми их заклеили еще в советское время, и освободили от линолеума метлахскую плитку.
«На момент реставрации дом уже имел статус выявленного объекта культурного наследия, поэтому все работы проводились по согласованному Мосгорнаследием проекту и под контролем наших специалистов», — добавил Алексей Емельянов.
Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Только за последние семь лет охранный статус получило около 700 памятников. Из них более 370 — выявленные объекты культурного наследия, а около 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения.
Так, недавно памятником архитектуры признали дом с аптекой на Малой Бронной. Шестиэтажное здание в неоклассическом стиле было построено в 1913 году. Квартиры в нем сдавались в аренду, а внизу находились торговые лавки и мастерские. В помещении на первом этаже более века назад располагалась аптека. Примечательно, что аптека работает там и в наши дни.
В реестр объектов культурного наследия регионального значения внесли и доходный дом Е.К. Калиновской с асимметричным фасадом и жар-птицами над окнами. Пятиэтажное здание построили в 1911 году по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее в стиле позднего модерна.
Также памятником архитектуры признано двухэтажное здание Дома культуры Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Оно построено в конце 1940-х годов в стиле советского монументального классицизма.