В Государственном Дарвиновском музее открылась выставка «Русский палеоарт», посвященная самому научному из жанров изобразительного искусства. Выставка представляет живопись, графику и скульптуру отечественных художников XX–XXI веков из коллекций Дарвиновского музея, Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева, Зоологического музея Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Палеонтологического института имени А.А. Борисяка Российской академии наук и других музеев. Объединяет экспонаты одна тема: их главные герои — таинственные и загадочные доисторические существа.
Об истории палеоарта, начавшейся совсем недавно, и о самых интересных экспонатах рассказывают кураторы выставки Анна Васильева и Ярослав Попов.
Термин «палеоарт» появился не так давно — в начале 1990-х годов, когда американский режиссер Стивен Спилберг задумал экранизировать роман Майкла Крайтона о клонированных динозаврах «Парк юрского периода». Спилберга консультировал художник Марк Халлетт, специалист по изображению доисторических животных.
Каждой работе Халлетта предшествовала скрупулезная подготовка: минимум фантазии — максимум научных фактов и достоверности. Именно он ввел в обиход термин «палеоарт», который сегодня применяют не только к современным произведениям, но и к более ранним. Изображая древнюю флору и фауну, художники опираются на исследования.
Если сравнить изображения ящера одного и того же вида, сделанные в разное время, можно заметить разительные перемены в его облике. Ученые, располагая неполными данными, вначале предполагали неточный образ животного, пытаясь найти аналог среди ныне существующих зверей. Позже, с движением науки вперед, эти ошибки исправлялись.
Например, раньше полагали, что игуанодоны — почти трехметровые растительноядные динозавры — внешне походили на игуан, и потому их изображали на четырех лапах и с рогом во лбу. Позже выяснилось, что то, что изначально приняли за рог, на самом деле — палец ящера. Да и на игуану игуанодон совсем не был похож: впоследствии его стали изображать на манер кенгуру, с опорой на мощный хвост. Именно такого игуанодона — точнее скульптуру, сделанную художником Владимиром Илюхиным в 1986 году, — можно увидеть на выставке в Дарвиновском музее. Сегодня ученые считают, что хвост этих динозавров земли не касался, а парил в воздухе, выступая чем-то вроде противовеса для передних лап.
История палеоарта началась задолго до появления этого термина — в первой половине ХХ столетия. С начала века изображения динозавров использовали и в научно-познавательной литературе, и в массовой. Тогда же начали появляться различные просветительские проекты: например, в Лондоне, в Гайд-парке, открылась выставка, представляющая скульптуры доисторических ящеров в естественной среде обитания, — подобная примерно в то же время появилась в Берлинском зоопарке. В России тоже часто устраивали палеонтологические выставки с масштабными реконструкциями. Например, в 1879 году такая выставка прошла в московском Манеже. Публика с интересом рассматривала грот со сталактитами, модели мамонтов, плезиозавра, выходящего из бассейна с водопадом. Уголок Древнего мира и его обитателей воссоздали архитектор Василий Корнеев и скульптор Иван Севрюгин.
В то время представление о динозаврах было совсем иным, нежели сегодняшнее. Оно стало меняться в конце 1960-х годов, когда археолог Джеймс Осборн обнаружил останки дейнониха. Этот некрупный (чуть выше трех метров) динозавр был кардинальным образом не похож на тех, кого находили раньше. Раньше ученые полагали, что все доисторические ящеры были огромными медлительными чудовищами, а теперь выяснилось, что сотни миллионов лет назад уже существовали довольно проворные животные.
Постепенно ученые пришли к выводу, что все известные им на тот момент динозавры были гораздо более грациозными и умными, чем считались. Пересмотрели представления и о морских ящерах: теперь специалисты понимали, что это были не неповоротливые змеи, а существа, чем-то похожие на современных дельфинов и китообразных. Соответственным образом их начали изображать и художники.
Еще одно важное открытие было сделано в 1996 году, когда в Китае обнаружили останки первого пернатого динозавра. После этого ученые задумались над тем, что динозавры, вероятно, и не ящеры вовсе, а птицы. В палеоарте произошла смена образов: многие динозавры обзавелись перьями, стали еще более грациозными и проворными, у некоторых появились всевозможные хохолки, яркие окраски.
На выставке есть гипсовая скульптура археоптерикса (1936). Его останки, обнаруженные в 1861 году, вызвали огромный ажиотаж — это существо считали переходным звеном между пресмыкающимися и птицами. Но художник Василий Ватагин в своей работе изобразил его все-таки ящероподобным, согласно представлениям о динозаврах своего времени. Рядом с археоптериксом — птеродактиль из термопластика и искусственного меха, сделанный в 2010-е годы художником Сергеем Крускопом. У этого архиоптерикса уже можно увидеть перья.
В основном на выставке представлены изображения ящеров в виде грузных, неповоротливых, неуклюжих животных — как это было принято на начальном этапе развития палеоарта. Новейшие открытия ученых отражают картины, выполненные современными художниками, работающих с помощью компьютерной графики, — Сергея Красовского, Владимира Константинова и других.
Самое популярное древнее животное, останки которого встречаются на территории России, — мамонт. Первого мамонта нашли в 1799 году, на берегу реки Лены: охотник Осип Шумахов случайно обнаружил бивни, торчащие из ледяной глыбы. Бивни были спилены и проданы. Российские ученые, узнав о находке, организовали экспедицию, во время которой был найден целый скелет. Сейчас он хранится в Зоологическом музее Российской академии наук.
Было множество и других находок: например, в 1957 году в Новосибирской области, на возвышенности Волчья Грива, отыскали огромное кладбище мамонтов. Результаты многочисленных экспедиций разных лет оказались впечатляющими, и сегодня ученые полагают, что на этом месте могут скрываться останки еще тысячи особей.
На выставке в Дарвиновском музее много экспонатов, изображающих этих великанов (их рост достигал 5,5 метра, а вес — 15 тонн) в миниатюре. Одна из них — покрытая глазурью фарфоровая фигурка, изготовленная скульптором-анималистом Александром Белашовым.
Художники, работающие в жанре палеоарта, не только воссоздают внешний облик вымерших животных, но и обращаются к фантазиям на тему Древнего мира. Среди таких работ скульптура «Астероид мезозоя» художника Владимира Илюхина, одного из самых известных современных художников-камнерезов. Автор создал гранитную голову динозавра, вскинутую наверх, следящую за приближающимся из космоса метеоритом, выполненным из металла. Еще одна из работ художника — «Архей», названная в честь самого древнего этапа жизни на Земле. Скульптура представляет собой гладко отполированный камень древней породы — миллиарды лет назад такие составляли типичный земной ландшафт.
Размышления о вымерших животных вдохновляют художников и на создание предметов вполне утилитарного назначения. Среди экспонатов есть гипсовая копия выпуска водосточного желоба — узкого канала, помогающего сливать дождевую воду с крыши зданий. Эта копия сделана в форме черепа скутозавра — динозавра, который жил во времена пермского периода на территории современной России. Оригинал, созданный скульптором Рамилем Шерифзяновым в 1988 году, находится в Палеонтологическом институте.
Работа художников и скульпторов была бы невозможна без трудов ученых-палеонтологов. В их числе отечественные исследователи, которые внесли огромный вклад в изучение Древнего мира. Именно им художница Надежда Липатова посвятила серию рисунков, которая называется «Палеонтологи и их питомцы».
Динозавры, которых описали отечественные ученые, действительно похожи на рисунках на ручных зверей. Неповоротливый, похожий на бегемота эстемменозух, мелкий хищник сиодон (оба жили в среднепермскую эпоху) на этих рисунках ведут себя как домашние кошки и собаки.
Среди ученых, которых изобразила Липатова, — Петр Чудинов, Степан Куторга, Мария Павлова. Одна из работ художницы посвящена основателю Палеонтологического музея Юрию Орлову, который на рисунке рассматривает проект будущего здания.