Дневник его жены и другие истории. Идем на две выставки о Михаиле Булгакове

2 октября
Культура

В Музее Михаила Булгакова на Большой Садовой улице недавно открылись две камерные выставки. Первая — «Булгаков жил в каждом образе» — посвящена творческой жизни и художественному миру автора «Мастера и Маргариты» в 1930-е. Вторая — «Девять историй из воспоминаний Елены Сергеевны» — основана на дневниковых записях его третьей супруги, сделанных в разные годы.

Несколько историй о писателе, проиллюстрированных на выставках, рассказал заместитель директора по музейной деятельности и развитию Музея Михаила Булгакова Иван Назаров.

«Булгаков жил в каждом образе»

В 1920-е Михаил Булгаков был достаточно хорошо известен в московских литературных и театральных кругах — к тому моменту в СССР уже опубликовали повести «Записки на манжетах», «Дьяволиада» и «Роковые яйца», частично был напечатан роман «Белая гвардия», а на сценах театров с успехом шли «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров». В новом десятилетии, в 1930-е годы, Булгаков оказался не менее многогранным и разносторонним художником — он играл на сцене МХАТа, писал киносценарии, сочинял оперные либретто и подбирал материалы для работы над учебником по истории СССР. Михаил Афанасьевич переводил художественные произведения с французского и английского, создал инсценировку романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Еще при жизни Булгакова вышло собрание сочинений Мольера, где в его переводе пьеса «Скупой» называлась «Скряга».

10 октября 1936 года Михаил Булгаков поступил на службу в Большой театр — на должность либреттиста-консультанта. Для театра писатель создал несколько оперных либретто, которые, к сожалению, так и не получили сценического воплощения. Работу над оперой «Рашель» Булгаков вел совместно с композитором и дирижером Исааком Дунаевским. Благодаря Исааку Осиповичу сохранился эскиз польки, сочиненной Михаилом Афанасьевичем для оперы. На выставке можно услышать эту мелодию и таким образом познакомиться с Булгаковым-композитором.

Из-за особенностей политической ситуации 1939 года «Рашель» не была поставлена при жизни Булгакова, и в итоге оперу исполнили уже после его смерти. Сокращенную версию либретто подготовила поэтесса Маргарита Алигер.

Творчество Булгакова в 1930-е было связано и с кинематографом. Как и многие писатели-современники, он занимался созданием сценариев. Единственный опубликованный при жизни Михаила Афанасьевича («Необычайное происшествие, или Ревизор (по Гоголю)») можно увидеть на выставке — этот текст Булгаков создал в соавторстве с Михаилом Каростиным. К слову, каждая булгаковская редакция сценариев по гоголевским произведениям отличалась ярким сюжетом и образами, а также оригинальными кинематографическими приемами. Однако ни по одному из них не сняли фильмов.

«Известный советский киновед Илья Вайсфельд, знавший Михаила Афанасьевича лично, вспоминал, что многое из того, что Булгаков принес в литературу и, в частности, показал в киносценариях, спустя несколько десятилетий оказалось созвучно искусству Федерико Феллини и Микеланджело Антониони», — отметил Иван Назаров.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Среди близкого круга Булгакова в 1930-х годах был дирижер Большого театра Александр Шамильевич Мелик-Пашаев, с которым писатель познакомился в октябре 1935-го. Об одной из первых домашних встреч с ним вспоминала жена Булгакова, Елена Сергеевна: «“Кармен” в Большом театре. После спектакля у нас ужинали Яков Л. и Мелик-Пашаев».

По всей видимости, во время той встречи Булгаков подарил Мелик-Пашаеву нотное издание и сопроводил его оригинальной дарственной надписью: «Надпись аннулирована. Александру Шамильевичу Мелик-Пашаеву М. Булгаков 10.XI. 1935 г. Москва».

К 100-летию «Белой гвардии»: история трех финалов романа Михаила БулгаковаЧетыре сестры и два брата. Как сложились судьбы родных Михаила Булгакова

«Девять историй из воспоминаний Елены Сергеевны»

Со своей третьей женой, Еленой Шиловской, Булгаков познакомился в феврале 1929 года, когда был в гостях у знакомых, живших в доходном доме Э.К. Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Сегодня на карте булгаковской Москвы этот переулок считается местом встречи Мастера и Маргариты.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Роль Елены Сергеевны в жизни Булгакова трудно переоценить. Ее облик крайне разносторонен — она была для писателя тайным другом, музой, помощницей, супругой, защитницей. После смерти Булгакова она хранила его произведения и вела упорную борьбу за возможность вернуть его читателю. Особая заслуга Елены Сергеевны — это дневник, который она вела с 1933 года: многочисленные записи не только отражают детали биографии Михаила Афанасьевича, но и показывают глубокое чувство Елены Сергеевны к нему», — рассказал Иван Назаров.

В основе камерной выставки — несколько историй из жизни Михаила Булгакова и его третьей жены Елены Сергеевны, показанные через ее воспоминания и дневниковые записи разных лет. Например, здесь представлено нотное издание оперы Джузеппе Верди «Аида». Булгаков очень ее любил и неоднократно упоминал в своих произведениях — достаточно вспомнить профессора Преображенского из «Собачьего сердца». В дневнике Елена Сергеевна рассказывает, как Михаил Афанасьевич повел ее на «Аиду» в первые дни знакомства, сказав, что будет сжимать ее пальцы в особенно любимых местах оперы. «По-видимому, вся музыка была особенно любимая», — писала она.

Их отношения в той или иной степени находили отражение в творчестве Булгакова. На выставке есть несколько машинописных листов из разных произведений — например, малоизвестной пьесы «Адам и Ева» начала 1930-х. Один из героев, интеллигент и выдающийся ученый Александр Ефросимов, попадает в критическую ситуацию: на него наводят пистолет, и возлюбленная закрывает его собой. В феврале 1938 года Елена Сергеевна записала: «М. А. читал первый акт своей пьесы “Адам и Ева” <…>. В ней наш треугольник — М. А., Е. А., я».

На момент знакомства Булгаков был женат на Любови Белозерской, а Елена Сергеевна — замужем за начальником штаба Московского военного округа Евгением Шиловским. Последовавшее расставание было для него весьма болезненным. Шиловский, обсуждая непростую ситуацию с Булгаковым, в один момент не сдержался и выхватил пистолет. Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны, писатель сказал: «Не будете же вы стрелять в безоружного? Дуэль — пожалуйста!»

Кроме того, среди экспонатов, представленных на выставке, — машинописный лист из романа «Мастер и Маргарита». Зимой 1934 года Булгаков попросил жену записать под его диктовку фрагмент, где шла речь о пожаре в «нехорошей квартире». В дневнике Елена Сергеевна рассказала, что в тот же вечер случился пожар в их доме на Большой Пироговской улице. Она описывает, как Булгаков тушил огонь и обжег руки, а также как приехала пожарная бригада. Впрочем, закончилось все благополучно.

«Легли в семь часов утра <…>. Завтракать пошли в “Метрополь”, что доставило Сергею (младший сын Елены Сергеевны — прим. mos.ru) невыразимое наслаждение — с утра Cafe glace», — вспоминала она.

Обе выставки можно посетить до 31 октября.

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события

«Царевна-лягушка» в Московском театре кукол

22 сентября20 октября

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies