«Дьяволиада». Кураторский гид по новой выставке Музея Михаила Булгакова

6 марта 2021
Культура

В Музее М.А. Булгакова 4 марта открылась выставка, посвященная первому сборнику произведений писателя и давшей ему название повести о мистических злоключениях простого советского служащего Короткова. Выставка не только знакомит с ранним периодом творчества Булгакова, но и позволяет прочитать первые рецензии на сборник и представить, с какими чувствами читал их он, внимательно отслеживавший и собиравший все отзывы о своем творчестве.

Об истории появления «Дьяволиады» и о том, как устроена выставка, рассказывает ее куратор заместитель директора музея по научно-просветительской деятельности Мария Котова.

Главное событие

Представленный на выставке сборник «Дьяволиада» вышел в 1925 году, но история его началась за два года до этого — когда Михаил Булгаков познакомился с главой издательства «Недра» Николаем Ангарским. Их знакомство переросло в дружбу, и Ангарский, оценивший прозу Булгакова, стал его главным издателем. Повесть «Дьяволиада», особенно пришедшаяся по нраву Ангарскому, увидела свет в феврале 1924 года — ее напечатали в четвертом альманахе издательства «Недра». Первая публикация в толстом солидном издании стала для Булгакова главным достижением первых московских лет.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Осенью того же года писатель навсегда покинул «нехорошую квартиру» в доме 10 на Большой Садовой. Примерно в это время он подарил альманах своему хорошему приятелю Георгию Гайдовскому с примечательной дарственной надписью: «Дорогому Георгию Николаевичу Гайдовскому на память от человека, просидевшего три года на Садовой, в надежде чего-то достичь 18/IX-24».

Повесть была замечена в литературных кругах, и Евгений Замятин — в будущем близкий друг Булгакова, а пока еще не знакомый с ним, — написал в журнале «Русский современник» благожелательную рецензию. Таких рецензий было очень мало, и тем ценнее был этот сочувственный отзыв на прозу начинающего писателя. Пролетарские критики, наоборот, были в ярости — Ангарский, используя могущественные политические связи, добивается публикации повести явного контрреволюционера! Больше всего их возмущало, что сборник расхватывают как горячие пирожки, а также тот факт, что Булгаков пользуется особенной любовью молодежи.

Б. Кустодиев. Портрет Евгения Замятина. 1923 год

Неприятности

Гневную рецензию в «Известиях» поместил Лев Авербах в сентябре 1925 года — увидеть ее можно на выставке. Спустя пять лет Булгаков процитировал ее в знаменитом «Письме правительству СССР»: «Появляется писатель, не рядящийся даже в попутнические цвета». Наверняка на всю жизнь запомнился писателю и этот выпад Авербаха: «Булгаковы появляться будут неизбежно, ибо нэпманству на потребу злая сатира на Советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность. Но неужели Булгаковы будут и дальше находить наши приветливые издательства и встречать благосклонность Главлита?»

Фото М. Денисова. Mos.ru

После этой статьи у «Недр» неожиданно начались неприятности. Секретарь издательства Борис Леонтьев тревожно сообщал Михаилу Булгакову: «Дела очень важные и неприятные: поднялся какой-то бум в сферах по поводу книги “Дьяволиада”. Какая-то еще неясная атака на нас». Булгакова приглашали зайти к Ангарскому, чтобы обсудить ситуацию и возможный план действий.

Впрочем, Ангарскому удалось уладить возникшие неприятности, издательство удержалось на плаву, книжку не конфисковали, а Лев Авербах, автор той самой рецензии в «Известиях», напечатал объявление, в котором пояснял, что он не имеет отношение к преследованию издательства. Более того, весной 1926 года Ангарский смог выпустить второе издание «Дьяволиады». Критики шутили: изруганный Булгаков продается лучше, чем расхваленные авторы.

Николай Ангарский (Клестов)

Отправляемся в Спимат

Повесть увлекала тогда и увлекает сейчас — в ней чувствуется мастерское соединение безумного наваждения нового советского канцелярита (которое потом еще ярче развернется в романе «Мастер и Маргарита» — вспомните главу «Беспокойный день») и русской классической традиции страшных повестей любимого Булгаковым Николая Гоголя.

Что же происходит в повести «Дьяволиада»? Товарищ Коротков, делопроизводитель Главцентрбазспимата (Главной центральной базы спичечных материалов, или просто Спимата), доволен своей службой и думает, что безмятежно проработает здесь до конца жизни. Но однажды, придя на работу, он узнает, что в Спимате новый начальник — мрачный раздражительный человек по фамилии Кальсонер. В первый же рабочий день Кальсонер с позором увольняет бедного Короткова из-за совершенной им роковой ошибки и даже не дает объясниться. Бывший делопроизводитель Спимата начинает гонку за начальником, которая заводит его в разные учреждения. Под стрекот пишущих машинок и странные, порой абсурдные замечания сотрудников Коротков встречается с двойником Кальсонера и ужасом осознает, что оба не совсем люди.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Внимательный читатель и посетитель выставки заметит, что уже здесь появляется важное для Булгакова число 302, ставшее в «Мастере и Маргарите» номером дома на Большой Садовой. Также возникает тема огня и пожара, вообще очень важная для Булгакова. Злоключения главного героя «Дьяволиады» начинаются после несчастного случая со спичками — получив как-то зарплату продукцией, Коротков решает продать спички, а для начала проверяет, как они горят. Спички зажигаются плохо, искра попадает несчастному в глаз, и все вокруг заполняет дьявольский запах серы. На выставке можно увидеть коробок спичек, произведенный в то самое время, в котором развиваются события в повести.

Еще один самый обыденный предмет из окружавших Булгакова вещей становится зловещим и страшным символом повести — бильярдный шар. В самом начале повести несчастному Короткову снится бильярдный шар на ножках — предвестник его злоключений. Позже он материализуется в образе демонического Кальсонера — новый глава Спимата лыс и круглоголов.

Известно, что Булгаков любил играть на бильярде. Среди его известных соперников были Владимир Маяковский, а позднее, в 1930-е годы, — дирижер Большого театра Александр Мелик-Пашаев. С тех времен сохранился маленький рисунок, изображающий игру в бильярд Булгакова (справа) и Мелик-Пашаева (слева). Есть версия, что дирижер и писатель нарисовали друг друга.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Идем по следам Короткова

Финал повести разворачивается на крыше хорошо известного Булгакову первого московского небоскреба — Дома Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, дом 10). Кроме бильярдных и ресторана, в нем располагалась редакция газеты «Накануне», сотрудником которой Булгаков был в 1922–1924 годах, редакция журнала «Россия», в нем был напечатан роман «Белая гвардия» и многие другие его произведения. Этот дом сыграл важную роль в судьбе не только героя повести Короткова, но и самого Булгакова. Зимой 1929 года именно в Доме Нирнзее Булгаков познакомился со своей будущей женой Еленой Сергеевной. В этом же переулке у громады Дома Нирензее знакомятся заглавные герои романа «Мастер и Маргарита». На выставке собраны открытки и архивные фотографии дома в разных ракурсах.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Путешествие по выставке заканчивается у фотографии Дворца труда (советское название Московского императорского воспитательного дома; Москворецкая набережная, дом 1/15). Здесь располагалась редакция газеты «Гудок», в которой Булгаков работал штатным фельетонистом. Знакомый с Булгаковым Константин Паустовский вспоминал «громадный, океанский дом с сотнями комнат, бесчисленными переходами, поворотами и коридорами, сквозными чугунными лестницами, закоулками, подвалами, наводившими страх...» Атмосферу этого места писатель воспроизвел в «Дьяволиаде» — его закоулки и подвалы наводят страх на бедного Короткова.

Выставка «“Дьяволиада” Михаила Булгакова» продлится до 16 мая 2021 года.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события
Бесплатно

Занятия по актерскому мастерству в саду имени Баумана

17 января25 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies