Диалог с читателем необходим. Московские писательницы — о дружбе с библиотеками

3 марта 2022
Культура

В библиотеках Москвы встречаются не только с новыми книгами, но и с их авторами. Многие современные писатели, живущие в столице, регулярно приходят туда, чтобы пообщаться со своими читателями — ответить на их вопросы и рассказать что-нибудь интересное. Такие творческие вечера проходят не только офлайн, но и онлайн — в этом формате, например, встречаются участники проекта «Современники».

Всемирный день писателя, который ежегодно отмечается 3 марта, — хороший повод познакомиться с некоторыми авторами, давно ставшими своими в библиотеках Москвы.

Софья Ремез: «В сегодняшних библиотеках очень уютно»

Автор книг «Заметки Гоши Куницына, ученика 4-го “А” класса», «Алё, это Гоша», «Одиннадцатый год жизни Гоши Куницына, ученика 5-го“И” класса», «Тихие игры»

Свой первый рассказ я написала в 32 года, хотя с текстами до этого работала очень много: по образованию я искусствовед, много лет была журналистом — писала об архитектуре и дизайне. В современную детскую литературу влюбилась благодаря своей племяннице, детской писательнице Анне Ремез, от которой узнала о новых авторах и новых книгах. Тот первый рассказ понравился писателю Сергею Махотину, и он взял меня на фестиваль «Как хорошо уметь писать».

Моя первая книга, «Заметки Гоши Куницына, ученика 4-го “А” класса», вышла в разгар пандемии в 2020 году, когда библиотеки устраивали встречи с читателями в онлайн-формате. Меня начали приглашать на них как начинающего автора, хотя к моменту выхода книги я успела написать еще три — все они вышли в прошлом году. В 2021-м было уже много живых встреч. Общаясь с читателями, я стараюсь дать им возможность почувствовать себя автором — придумать свою историю. Для детей помладше провожу небольшие мастер-классы, мы играем в разные игры, а с подростками интереснее просто поговорить. Кроме того, совсем скоро буду участвовать в фотовыставке проекта «Современники»: моя фотография появится вместе со снимками других детских писателей Москвы.

Обратная связь — это лучшее, что вообще может происходить с детским (да и не только) писателем. Самый теплый прием был, наверное, в Гайдаровке перед Новым годом. Встречу мы проводили вместе с художницей Анной Хопта, проиллюстрировавшей мою последнюю книгу «Алё, это Гоша». Я рассказывала, как сочинить свою первую историю, а Анна — как сделать к ней картинки. Дети задавали очень много вопросов: их интересовало, сколько книг нужно написать, чтобы считаться писателем, почему нельзя напечатать книгу сразу после написания. Все, кто пришел на встречу, уже прочли «Алё, это Гоша», поэтому мы много говорили и об этом произведении.

Вообще в сегодняшних читальнях очень уютно, в них приятно проводить время. А еще они помогают следить за развитием современной литературы. С уверенностью могу рекомендовать всех авторов из каталога «100 лучших книг для детей и подростков», который составляют в Центральной городской детской библиотеке имени А.П. Гайдара.

Мария Аверина: «Держать в руках свою книгу — это счастье»

Автор книг «Контур человека: мир под столом», «Очень хотелось солнца», старший преподаватель в институте гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, преподаватель литературы в Институте среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского, член Российского союза профессиональных литераторов и Союза писателей России

Все началось с дневника, который я завела в 2009 году, чтобы справиться с тяжелой жизненной ситуацией. Я старалась не просто записывать мысли, а оборачивать их в афористические фразы, причем такие, чтобы только мне было понятно, что со мной произошло. Постепенно я стала замечать, что эти фразы рифмуются, и решила попробовать писать стихи. Получалось неплохо, но не хватало мастерства, и тогда я нашла преподавательницу по стихосложению. Мы много говорили о литературе, о жизни, я кое-что рассказывала о себе. И вот однажды она мне сказала: «Вы так замечательно рассказываете, не пробовали записывать свои истории?»

Так я стала создавать короткие рассказики, больше похожие на анекдоты. А когда их накопилось достаточно много, мне пришло в голову, что их можно расписать, что называется нарастить мясо. В итоге они сложились в «Контур человека», который часто принимают за книгу детских воспоминаний. Это не совсем так: взяв за основу реальную жизнь, я густо сдобрила ее фантазией, поскольку у литературы свои законы.

Осенью 2019 года я впервые взяла в руки напечатанную книгу. Это было счастьем, сказкой. Тогда я почувствовала себя настоящим писателем, который может зарабатывать на жизнь литературой. В 2020 году книга попала в лонг-листы литературных премий «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна», в шорт-лист Международной премии имени И.А. Гончарова.

Конечно, мне как писателю очень важно общаться со своими читателями. Я устраивала встречи в библиотеке № 48, Лермонтовке и других, участвовала в онлайн-проекте «420 километров слов». В библиотеках приятно встречаться с читателем — люди приходят подготовленные. Это очень объединяет — ты говоришь с ними на одном языке, они все понимают, потому что прочитали книгу и знакомы с персонажами. Меня часто спрашивают о соответствии реальных событий и событий «Контура человека», о прототипах героев. Что особенно радует — много и тепло говорят о бабушке. Значит, ее образ у меня получился, а это для меня самое важное. От этих встреч остались самые приятные воспоминания.

Я довольно часто бываю в московских библиотеках и как читатель. Могу сказать, что они сильно поменяли свой облик в лучшую сторону. А главное — там работают отзывчивые, приятные люди. Они готовы помочь, их ничего не раздражает. Это, конечно, радует и привлекает. Прежний образ строгого библиотекаря, который сложился у меня еще со школы, теперь разрушен.

Александра Николаенко: «Серьезная литература требует жизненного опыта»

Автор романов «Убить Бобрыкина. История одного убийства», «Нога судьбы, пешки и собачонка Марсельеза», «Небесный почтальон Федя Булкин», сборника рассказов «Светофор, шушера и другие граждане», лауреат премии «Русский Букер»

Рассказывать истории я начала с детства — рисовала картинки, к ним придумывала сказки. Потом всюду ходила с тетрадками и писала при каждом удобном случае. Однажды, когда мне было около 20 лет, мои тексты попали в руки к музыканту Гарику Сукачеву. Ему очень понравилось то, что я делаю, он хвалил меня, но это оказало на меня такое ошеломляющее действие, что я надолго перестала писать, — казалось, лучше уже не смогу. Но на самом деле, чтобы серьезно уйти в большую литературу, нужен долгий жизненный опыт, опыт познания радости и потерь.

За роман «Убить Бобрыкина», написанный в 2017 году, получила премию «Русский Букер». Тогда же библиотеки начали приглашать меня к себе, устраивать встречи с читателями. А потом мне позвонила Ирина Рыжова, ведущая проектов «Километры слов» и «Современники», и пригласила принять в них участие. Я согласилась и предложила еще такой формат: писатели читают книг вслух. Это происходило онлайн: мы читали, а слушатели потом задавали свои вопросы.

Такой диалог на самом деле необходим. Человек прочитал книгу, у него появились вопросы. Думаю, писатель должен откликаться, отвечать. Эти мосты между нами необходимы — не только между читателями и писателями, но и между всеми людьми.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Татьяны» в культурном центре «Марьина Роща»

29 сентября
19:00 – 21:00

«Лесная сказка» в библиотеке № 44 имени В.Г. Короленко

21 сентября
12:30 – 14:00


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies