7 ноября празднует 35-летие Детский музыкальный театр юного актера (ДМТЮА) — государственный театр, в котором играют дети. «Дети-актеры — детям-зрителям» — под таким девизом все эти годы живет труппа, в которой есть, конечно, и взрослые артисты, но основная и главная ее часть — дети в возрасте от девяти до 16 лет. В репертуаре ДМТЮА музыкальные спектакли по самым любимым произведениям юных зрителей всех возрастов и несколько спектаклей для взрослых.
История ДМТЮА началась на театральном отделении школы при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, где в 1980 году основатель, бессменный художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России и заслуженный артист России Александр Федоров написал музыку к сказке «Гадкий утенок», а затем поставил с юными гнесинцами оперный спектакль «Играем Андерсена». Из спектакля выросла детская театральная студия — там родилось несколько замечательных постановок Александра Федорова, для которых он сам создал музыку. Среди них мюзикл «Однажды утром…», ставший лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, а также призером фестиваля русской и советской пьесы в Чехии.
В 1988 году после окончания обучения в Государственном институте театрального искусства по специальности «режиссура музыкального театра» Александр Федоров создал Детский музыкальный театр юного актера. В 1996 году театр получил статус государственного учреждения культуры. Среди выпускников ДМТЮА Николай Басков, Валерия Ланская, Наталья Громушкина, Дмитрий Ендальцев и многие другие известные артисты и режиссеры. В репертуаре более 30 спектаклей. Занятия в студиях посещают почти 600 юных талантов.
К юбилею в ДМТЮА рассказали mos.ru о шести очень важных для театра постановках.
Спектакль «В детской» на музыку Модеста Мусоргского — единственная в мире постановка по знаменитому вокальному циклу «Детская» этого композитора. Музыка — важный, но не единственный герой спектакля: в него гармонично вплетена драматургия. Александр Федоров, выступивший в качестве автора пьесы и режиссера, нашел слова, передающие тонкий мир ребенка, атмосферу дворянской усадьбы, где мальчики и девочки шалят и размышляют, влюбляются, ссорятся и постепенно взрослеют. Это маленький фрагмент жизни утраченной России, щемящий и нежный, как прощание.
Премьера состоялась весной 1990 года. За 34 года сменились декорации и костюмы, но дух спектакля остался неизменен, как ноты гениальной партитуры Мусоргского. А еще в ДМТЮА есть поверье, что у всех, кто играл в этом спектакле, успешно складывается актерская карьера.
Необычный спектакль для подростковой и взрослой аудитории «Сон о дожде» — самая серьезная постановка в репертуаре, юные актеры между собой называют ее «выпускной». Она посвящена актрисе ДМТЮА — 13-летней Екатерине Курбатовой, погибшей при захвате заложников во время мюзикла «Норд-Ост». История у спектакля тоже необычная.
В хоровой работе театра есть так называемые попевки — маленькие голосовые разминки, состоящие обычно из фрагментов русских народных песен. У педагогов возникла мысль собрать их в единое театральное действо, и Александру Федорову эта идея понравилась. Сложность работы с таким материалом заключается в том, что русские песни не драматургичны. Они созданы, чтобы помогать: косить траву, качать ребенка, работать или украшать отдых, и объединить их очень сложно. Спектакль совершенно неожиданно сложился в воображении режиссера в дождливый день на гастролях в Евпатории, когда за окном кричали чайки, а дети как-то особенно сосредоточенно пели на репетиции «Во субботу день ненастный…».
«Сон о дожде» начинается со смерти главного героя — и целиком воплощает миг, в который перед ним проносится вся его жизнь. Но история выходит за пределы судьбы одного персонажа — она о судьбе России и ее народа, их неразрывной связи. В спектакле 18 русских песен и нет ни одной прозаической строчки. Картина сменяет картину, песня песню, но ни разу за всю жизнь «Сна о дожде» во время спектакля не прозвучали аплодисменты — лишь особая, напряженная тишина. В финале ребята выходят босыми на деревянный наклонный помост. Несколько секунд зал молчит — и только потом взрывается аплодисментами.
В 2013 году режиссер-постановщик Александр Федоров и художник-постановщик Елена Бочкова получили за этот спектакль премию Правительства России в области культуры — первый случай, когда такую награду вручили театру, где играют дети.
Знаменитый роман Марка Твена о дружбе замечательных мальчишек Тома Сойера и Гекльберри Финна — любимая книга детства Александра Федорова (и еще миллионов мальчиков и девочек во всем мире), поэтому предложение композитора Виктора Семенова поработать с этим материалом он принял сразу.
Спектакль — история первой любви, первого подвига, преодоления страха, испытания верности и дружбы. Все девочки в театре в свое время мечтают сыграть роль Бекки Тэтчер, а мальчики — Тома и Гека, за это право идет серьезное творческое соперничество. Первоначально спектакль шел под аккомпанемент фортепиано, затем к нему добавились электронные клавиши, потом записали оркестровую фонограмму, а совсем скоро постановка обретет живое сопровождение оркестра ДМТЮА.
Это первый мюзикл, написанный специально по заказу театра, поэтому увидеть его можно только здесь. Композитор Алексей Шелыгин, автор либретто Наталья Белюшина и режиссер Александр Федоров создали спектакль-фантазию на школьную тему. Вместо парт и классов — цветные светящиеся боксы, так что эта школа больше похожа на космическую дискотеку, но тема у спектакля очень даже земная.
В классе идет непримиримая борьба (в форме музыкального батла) между отличниками и двоечниками — как и когда она началась, никто не помнит. И вот появляются двое новеньких, юноша и девушка. К кому они примкнут? Страсти разгораются нешуточные, ведь в дело вмешивается первая любовь.
В постановке задействованы взрослые актеры, они играют учителей и директора школы. Премьера спектакля открыла программу Х Всемирного фестиваля детских театров в Москве. А создавали эту постановку… в школе. На время капитального ремонта здания ДМТЮА театр приютила английская школа № 1205, дети репетировали там во второй половине дня. В благодарность ее номер значится в названии одного из самых популярных спектаклей в репертуаре. Возможно, потому что «Московская история 1205» родилась в дороге, она стала чемпионом по количеству гастрольных поездок.
Мюзикл Евгения Загота и Александра Мацко в постановке Александра Федорова открыл новую сцену театра на улице Макаренко.
В России сложно найти ребенка, который не знал бы героев книг Александра Волкова: Элли, Тотошку, Гудвина, Страшилу, Льва и Дровосека, поэтому появление этого названия в афише было делом времени. И техники — ведь речь идет о волшебных превращениях, полетах и прочих настоящих чудесах. Новая прекрасно оборудованная сцена позволила воплотить самые смелые идеи: в этом спектакле впервые использовали подвесы, на которых летают Элли и летучие обезьяны. Постановка стала самой масштабной в театре — как по количеству людей на сцене и за ней, так и по объему средств на производство. Самые большие декорации, самое большое количество костюмов — целых 150, более 50 артистов-детей на сцене. Фонограмму к мюзиклу записал Президентский оркестр России.
Поскольку на этот спектакль все билеты всегда проданы, в театре решили сделать продолжение и поставить мюзикл по второй книге волковского цикла, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Для этой работы ДМТЮА получил грант Президентского фонда культурных инициатив.
«Республика ШКИД» (2022)
Единственный спектакль в репертуаре театра, о котором можно смело сказать, что он основан на реальных событиях, — и первая постановка, вышедшая в сопровождении оркестра. Все действующие лица этой истории жили 100 лет назад в послереволюционном Петрограде, включая авторов повести Георгия Белых и Леонида Пантелеева. Именно поэтому театр особенно дорожит спектаклем.
Все актеры, задействованные в постановке, обязательно читают «Республику ШКИД». И тема так увлекает детей, что они сами изучают материалы о непростом времени, в котором довелось жить и взрослеть их героям.
Мюзикл специально для театра создали композитор Алексей Шелыгин и драматург Лев Яковлев, очень бережно отнесшиеся к авторскому тексту и идеям. Режиссер Александр Федоров нашел идеальные пропорции веселого и грустного, тяжелого и радостного, создав актуальный во все времена спектакль о выборе пути, невзгодах, выпадающих на долю детей, и о том, как взрослые могут им помочь. Заключительную песню исполняют все участники спектакля, именно она стала девизом концерта к 35-летию ДМТЮА — «Мы выросли — мы смогли!».
«Московская A Cappella». Победители 2024
Кубок «Москва – на волне»