28 февраля выходит книга «Археология Москвы» — научно-популярный труд, объединяющий открытия, сделанные на раскопках в столице в прошлом веке, с самыми свежими находками. Автор книги, главный археолог Москвы Леонид Кондрашев, раскрывает тайны найденных под московскими улицами в последние годы артефактов, которые могут заставить историков пересмотреть существующие представления о столице. Например, о ее возрасте: некоторые из обнаруженных древностей указывают на то, что в действительности Москва старше, чем считается сегодня.
Посетители mos.ru могут стать первыми читателями «Археологии Москвы». Ниже приводится отрывок из главы «Зарядье».
Одним из важнейших итогов работ стало обнаружение при раскопках в западной части Зарядья берестяной грамоты
В ходе последних раскопок на территории Зарядья был выявлен участок белокаменных кладок фундамента крепостной стены Китай-города длиной 10 метров и шириной 6,5–6,7 метра. Кладки сохранились на высоту до 2,4 метра. Лицевые части кладок выполнены из хорошо обработанных белокаменных блоков, центральная часть сооружения заполнена необработанными обломками известняка и пролита известковым раствором. В структуре стены обнаружена система поперечных и продольных деревянных лагов, под основанием стены прослежено свайное поле.
Во влажном культурном слое района прекрасно сохранялись крупные деревянные сооружения — жилые постройки, колодцы, водоводы, мостовые. За два года изучено более 40 разновременных деревянных сооружений.
При проведении работ выявлены важнейшие элементы планировочной структуры района — деревянные мостовые Кривого переулка, известного по историческим планам с XVI века. Трасса переулка в слоях XVII–XVIII веков зафиксирована по трем ярусам деревянных мостовых. Особо стоит отметить множество монет и обувных подковок, найденных вдоль трассы Кривого переулка и на его мостовых (вещи, потерянные древними жителями в переулке).
В слое XVI–XVII веков в южной части района выявлено несколько деревянных сооружений. Наибольший интерес представляют деревянные срубы с печами. В качестве строительного материала, кроме кирпичей, в печах использованы два фрагмента белокаменных надгробных плит XVI–XVII веков, взятых, вероятно, с кладбища при церкви Николая Чудотворца (Николы Мокрого).
В предматериковых горизонтах встречена в основном керамика, датируемая концом XII — XIII веком. В горизонтах XIII–XIV веков встречена не только керамика местного производства, но и привозная золотоордынская посуда.
В слоях XV–XVI веков выявлены медные монеты, отходы косторезного производства, нательные крестики (в том числе с изображением Никиты Бесогона), кожаные фрагменты обуви. Одним из важнейших итогов работ стало обнаружение при раскопках в западной части Зарядья берестяной грамоты.
В культурном слое XVII–XVIII веков обнаружено большое количество бытовых железных изделий, предметы вооружения, конского снаряжения.
Из-за сильной увлажненности культурного слоя здесь прекрасно сохраняются не только крупные деревянные сооружения, но и небольшие бытовые изделия. Так, удалось расчистить, зафиксировать и начать реставрацию трех деревянных бочек, деревянного лука, лопатки и нескольких более мелких деревянных изделий. Также во влажном слое прекрасно сохраняется кожа; счет обнаруженным фрагментам и обрезкам (в основном обувным) идет на тысячи, и в настоящее время в процессе реставрации находится более 10 полностью сохранившихся кожаных изделий.
Огромное значение имеет обнаружение в слое конца XVI — начала XVII века множества предметов воинской тематики: литых пуль, железных ядер, двух белокаменных ядер (ядра диаметром более 40 сантиметров, вероятно, от мортиры). Скорее всего, данные скопления вещей связаны с событиями Смутного времени.
При перекладке коммуникаций в культурном слое XVI–XVII веков в западной зоне парка обнаружен фрагмент каменного топора с круглым сверленым отверстием. Аналогии изделию можно найти в фатьяновской археологической культуре бронзового века. Такой тип топоров датируется рубежом III–II тысячелетий до нашей эры. Обнаружение топора в средневековом культурном слое свидетельствует о его вторичном использовании: жители района могли использовать его в качестве грузила для рыболовных сетей или точильного камня. Однако место обнаружения топора в Средневековье остается загадкой: на территории Зарядья до настоящего времени не были зафиксированы напластования, относящиеся ко времени до XII века.
Обнаруженная на территории строящегося парка специалистами Института археологии РАН берестяная грамота из Зарядья является только четвертой из найденных в Москве, потому что, к сожалению, в отличие от почв Новгорода, московские условия не способствуют сохранению бересты. Согласно информации, опубликованной на сайте Института археологии РАН, грамота оказалась частным письмом, написанным на специально подготовленном куске бересты с заранее обрезанными краями и ровной поверхностью. Автор письма хорошо владел книжным почерком XIV века:
«Поехали есмы, г[осподи]не, на Кострому. Юрьи с матерью нас, г[осподи]не, вернул назад, а взял себе с матерью 13 бел, да взял 3 [белы]. Потом, г[осподи]не, взял 20 бел да полтину».
Содержание отвечает стандарту частного делового письма, в нем некто рассказывает господину о неудачной поездке в Кострому, о том, как уехавших задержал и вернул назад некто Юрий (видимо, имевший на то право) со своей матерью. Они взяли с автора сперва 13 бел и 3 белы (денежная единица сравнительно небольшого номинала). Этого показалось мало, и по неведомой причине автор отдал им же еще 20 бел «да полтину». Вместе это 36 бел и полтина — сумма довольно внушительная.
Язык текста не содержит особенностей новгородской речи; нет обычного для Новгорода обращения (или поклона) к адресату, нет имени автора. Хотя уверенно связать персонажей письма с конкретными историческими лицами нельзя, следует учесть, что имя Юрий было распространено только в княжеско-боярской среде.
Во время археологических раскопок в южной части парка «Зарядье» найден английский медальон XVI века. Медальон выполнен из сплава свинца и олова, а его диаметр составляет около пяти сантиметров. Старинное изделие украшает эмблема — роза Тюдоров, геральдический символ королевской английской династии. В период правления Тюдоров, с 1485 по 1603 год, эмблему в виде сдвоенных красной и белой роз наносили на монеты, головные уборы, медальоны и даже игральные фишки.
Изображение розы Тюдоров — особенность медальонов, которые изготавливались в Англии с 1509 по 1603 год, в периоды правления короля Генриха VIII и его дочери королевы Елизаветы I. Вероятнее всего, четыре столетия назад медальон использовался в качестве нашивки на одежду — по краям изделия есть четыре небольших отверстия. В ходе археологических исследований специалисты также прочитали выгравированную на медальоне надпись. Она звучит как Dieu et mon droit, что в переводе с французского гласит «Бог и мое право». Рядом с девизом указана дата — 1590 год. Однако выгравированная на медальоне фраза уже семь веков является официальным девизом английской монархии. Она говорит о божественном происхождении права монарха на корону. А на французском девиз написан потому, что этот язык долгое время был популярен у английской аристократии, все общение и переписка велись именно на нем.
Возможно, эта интересная археологическая находка связана с деятельностью старого Английского двора, здание которого располагается на Варварке. Старый Английский двор существовал в Зарядье c XVI века. В 1556 году царь Иван Васильевич дал англичанам право беспошлинной торговли и таможенные льготы.
Клад серебряных монет на Варварке был обнаружен в сентябре 2015 года при исследованиях остатков подклетов усадьбы конца XVI — первой половины XVII века на территории строившегося парка «Зарядье». Это самый крупный денежный клад XVI–XVII веков, второй по величине после денежно-вещевого клада, обнаруженного в Старом Гостином Дворе в 1998 году. Клад представляет собой серебряные деньги и копейки (до 43 тысяч экземпляров), изготовленные в технике проволочной чеканки. Монеты находились в трех чернолощеных (глиняных) сосудах: кувшине, фляге и кубышке. Общий вес монет составил 20 килограммов 675 граммов. В кувшине и кубышке преобладают копейки.
По предварительной оценке, в кладе присутствуют монеты правителей России начиная с княжения Ивана III (XV век) и до начала царствования Михаила Федоровича Романова. Во фляге более половины монет — это «денги» двух правителей: Ивана IV Грозного (1533–1584) и его сына царя Федора Иоанновича (1584–1598). Также присутствует незначительное количество поддельных монет.
Наиболее поздние копейки датируются 1615–1616 годами, и к этому периоду стоит отнести время сокрытия клада. Следует отметить, что среди монет всех периодов, в особенности эпохи Смуты (первое — начало второго десятилетия XVII века), имеются крайне редкие экземпляры, многие из которых стали известны впервые. На момент сокрытия общий номинал сбережений представлял собой довольно значительную сумму — 380 рублей, что равнялось жалованию стрелецкого полковника за семь — 10 лет службы.
Уникальные возможности, которые представляет данный комплекс для исследования как русского денежного обращения, так и экономической истории XVI–XVII веков в целом, невозможно переоценить.
Судя по составу клада и способу его укрытия, мы осторожно можем предполагать начало протобанковской деятельности, когда купцы, используя архаичные способы коммуникации, могли получать необходимые им наличные деньги непосредственно в пункте прибытия. Отметим, что рядом с зоной находки клада располагалась средневековая таможня — мытный двор.
Обнаруженный в Зарядье деревянный лук является достаточно уникальной находкой. Подобные луки чрезвычайно редко попадают в руки археологов, тем более в данном случае он практически целый. На Руси хорошо известны составные сложные луки, которые собираются из различных деталей, выполненных из рога, бересты, различных пород дерева. Сложные луки относятся к категории боевых, и их детали — частая находка в воинских погребениях. Они хранятся в коллекции Оружейной палаты, детали луков часто находят на местах битв Средневековья. Все это позволило составить уверенное представление о формах боевых луков Средневековья. Найденный в Зарядье лук является обычным охотничьим средневековым луком, выполненным только из дерева. Такие луки считались чем-то обыденным и поэтому не ценились современниками и практически не сохранились до нашего времени. Единственный древнерусский подобный лук был найден в 1990 году в Великом Новгороде в слоях XIII века. Луки очень похожи, если не считать общей длины.
Данный лук относится к категории так называемых рефлексирующих луков. При вырезании плечи лука изгибались в противоположную сторону от той, куда позднее он выгибался при натягивании тетивы. Это позволяло значительно увеличить мощность лука, не прибегая к усилению его с помощью дополнительных роговых или берестяных накладок.
Из наиболее интересных находок стоит отметить два фрагмента круглых торговых пломб XVIII века. Данные пломбы изначально двустворчатые, причем метод соединения частей таков, что при снятии лицевой створки выламывается центральная часть и в ней остается отверстие, а в оборотной остается прикрепленным центральный фрагмент лицевой створки.
Один обнаруженный артефакт — лицевая часть пломбы с надписью на английском по кругу. На фрагменте в центре имеется отверстие, свидетельствующее о том, что лицевая сторона была отломана при снятии ее со второй — оборотной половины. Вторая находка представляет собой оборотную сторону другой пломбы. От данного фрагмента лицевая сторона также была отделена: к оборотной стороне остался прикрепленным небольшой фрагмент центральной лицевой части.
Оба обнаруженных предмета являются фрагментами разных пломб, так как отверстие на лицевой части одного изделия и вылом на втором по размерам не совпадают.
Не менее интересно обнаружение медной игрушки-всадника в культурном слое XVII–XVIII веков. Находка уникальна прежде всего тем, что вооружение и снаряжение игрушки скопировано с настоящих прототипов вооружения того времени.
Кроме уникальных находок, на набережной обнаружены медные монеты и свинцовые торговые пломбы XVIII–XIX веков. Как известно, в XVIII–XIX веках к стене Китай-города вдоль набережной были пристроены многочисленные лабазы и лавки, на реке существовала пристань. Таким образом, обнаруженные предметы, свидетельствующие об интенсивной торговой деятельности в прибрежной зоне Зарядья, полностью подтверждают данные письменных и картографических источников.
Книга готовится к печати в издательстве «Эксмо». В книжные магазины и библиотеки «Археология Москвы» поступит после 28 февраля.
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024