Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях. Изучаем лубочную литературу XIX–ХХ веков

5 декабря
Культура

В Музее русского лубка и наивного искусства открыта выставка «Лубочная литература: что читали на “гульварах”, на базарах, в деревнях». Говоря об этом, нельзя не вспомнить Ивана Сытина — самого известного издателя дореволюционной России. Свое дело он начинал именно с печати лубков, а затем использовал эти традиции в оформлении многих выходивших в его издательстве книг.

Один из организаторов экспозиции — Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского. Подробнее о том, что можно увидеть на выставке, рассказала Арина Орлова, ее куратор.

Лубки в цвете

Иван Сытин родился в 1851 году в селе Гнездиково (Костромская губерния) в семье волостного писаря. После окончания трех классов школы мальчик отправился работать к своему дяде, торговцу мехами, а затем поступил в услужение к купцу Петру Шарапову, который определил его в книжную лавку. Юноша провел на этой работе 10 лет и за это время настолько полюбил книги, что всерьез задумался о том, чтобы связать с ними жизнь.

М. Моравов. Портрет И.Д. Сытина

В 1876 году Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. Получив четыре тысячи рублей приданого и одолжив еще три, Иван Дмитриевич купил первый литографский станок и открыл мастерскую, которая всего через несколько лет выросла в типографию «Товарищество И.Д. Сытина и К». Станок был очень хорош: французский, печатающий в пять красок — по тем временам настоящая редкость и роскошь. Цветная печать обходилась дороже, но за счет спроса цены удавалось удерживать доступными даже для самых скромных покупателей.

В те времена у крестьян в ходу были сборники анекдотов, сонники, советы по хозяйству и другое легкое чтение подобного рода. Как выглядели эти издания, можно увидеть на выставке — здесь представлены обложки нескольких таких книг. Любили покупатели и лубочные картинки с изображением религиозных сюжетов или сцен из обычной повседневной жизни, дополненные шутливыми стишками. Сытин печатал картинки в цвете, чем снискал особую популярность, а распространял продукцию через офеней — так называли продавцов, развозивших товар по деревням и селам. В год типография Сытина печатала больше двух миллионов лубков.

Еще одна успешная идея Ивана Дмитриевича — выпуск карт боевых действий Русско-турецкой войны 1877–1878 годов с расположением воинских частей и укреплений. Новые листы выходили каждое утро.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Классики в пересказе

Лубочная литература, кроме сонников, песенников и сборников анекдотов, включала в себя народные сказки и былины, а также произведения мировой литературы, такие как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле и «Золушка» Шарля Перро. Правда, книги эти выходили в сильно переработанном виде, похожем скорее на вольный пересказ. Но это, кажется, было тем, что нужно для неискушенного читателя.

В 1884 году Иван Сытин в сотрудничестве с издательством «Посредник» обратился к произведениям Льва Толстого, Николая Лескова, Всеволода Гаршина, Владимира Короленко и других известных отечественных писателей, а также зарубежных философов и авторов художественной прозы. Это была качественная литература, предназначавшаяся для морально-нравственного развития читателя-крестьянина.

Цены оставались невысокими — Иван Дмитриевич, как и всегда, ориентировался больше на простых покупателей. Он хотел, чтобы книги могли позволить себе все вне зависимости от достатка, поэтому бумагу приходилось использовать дешевую. Большой прибыли совместный проект с «Посредником» не приносил, но престижа Сытину добавил.

Не обходилось и без курьезов. Например, как-то раз некий автор принес в издательство рукопись с просьбой ее опубликовать. При более пристальном знакомстве оказалось, что это не что иное, как одно из произведений Николая Гоголя. Незадачливому автору рекомендовали написать что-то свое.

Для юной аудитории

Главную свою миссию Иван Сытин видел в том, чтобы делать знания более доступными для простого народа. Его детские издания представляли собой красочные энциклопедии для самых маленьких — они были посвящены и знакомству с разными науками («Два и три равно пяти», «Юный химик») и окружающим миром. Так, при подготовке книг про животных Сытин отправлял художников в зоопарк — на выставке есть две из этой серии: «Птицы» и «Звери». Изданиями с удовольствием пользовались школьные учителя.

Сейчас невозможно установить, кто именно из художников работал над той или иной книгой, ведь их имена редко выносили на обложку. Но известно, что с Иваном Дмитриевичем сотрудничали Елизавета Бем, Алексей Комаров, Николай Бартрам, Илья Репин, Константин Савицкий и другие известные иллюстраторы. На оплату их трудов издатель не скупился.

«Я в своем начинающем деле поступал по-новому: приглашал способных рисовальщиков и преданных делу печатников, платил им дороже, но требовал и лучшей работы, изучал вкусы народа. Результаты были блестящие», — вспоминал Сытин.

В большом количестве выходили сказки для детей. На выставке можно увидеть обложки «Сказки о Петре Королевиче и об его великих подвигах», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Кота в сапогах», «Колобка», «Морского царя» и других книг.

После революции 1917 года полиграфические предприятия национализировали, однако от дел Иван Дмитриевич не отошел — остался работать в своих бывших типографиях, которые располагались на Тверской и Пятницкой улицах.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события
250₽ - Для взрослых

Экспозиция Дома-музея академика С. П. Королева

22 сентября 202131 декабря 2025
250₽ - Для взрослых

Выставка «Калейдоскоп коллекций» в Музее современной истории России

10 сентября 202129 июня 2025


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies