Четыре собрания московских коллекционеров. Как устроена новая выставка в «Царицыне»

13 декабря 2022
Культура

В музее-заповеднике «Царицыно» впервые открылся фестиваль частных коллекций, включающий в себя сразу четыре выставки, объединенные любовью к слову и краскам (а также к другим художественным материалам и средствам).

Об экспозиции работ советских фарфористов Киры Рябининой и Бориса Калиты рассказали Артем Штенгелов, владелец коллекции Бориса Калиты, и Степан Лукьянов, сын Киры Рябининой. Коллекционер живописи и графики первой половины ХХ века Юрий Носов представил посвященный Москве проект, созданный совместно с фотохудожником Иваном Филимоновым. А искусствоведы Анатолий Гостев и Татьяна Алексеева рассказали, как картины из их собраний перекликаются с литературными произведениями.

«Идем, здесь светло»

Художница Кира Рябинина начала свой творческий путь в 1960-х годах. В 1965-м она окончила Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова и устроилась работать на Дулевский фарфоровый завод — крупнейшее в стране предприятие по производству посуды, а также изделий из фаянса и фарфора. Кира Рябинина создавала не только вещи, которыми можно пользоваться в быту (например, всевозможные шкатулки, представленные на выставке), но и скульптуру в фарфоре.

Название выставке «Идем, здесь светло» дала одна из любимых работы художницы, созданная в 1983 году на Дулевском заводе.

В целом на стиль Рябининой в те годы очень повлиял модернизм, которому присущи крупные линии и силуэты, отсутствие углов. Воздействие этого направления заметно и по скульптурам «Лев» и «Большая белая обезьяна».

«Скульптура в фарфоре, как правило, ограничивается статуэтками, жанровыми сценами, а здесь мы видим довольно монументальный по своему характеру подход к скульптуре», — отмечает сын художницы, главный дизайнер «Электротеатра Станиславский» Степан Лукьянов.

Есть у Киры Рябининой и работы, близкие по стилистике к барокко, например «Игра в саду». Здесь присутствует и динамичный сюжет, характерный для этого стиля, и определенная помпезность, обилие фарфоровых складок в одежде дамы, играющей с медвежонком. Вообще художница очень любит изображать животных, которые приобретают у нее антропоморфный характер. Это подтверждает целая серия скульптур в виде медведей: они читают газету, танцуют, гуляют. Есть у Киры Рябининой и много ироничных работ, в том числе на тему искусства: изящную балерину с кокетливо изогнутой ножкой она помещает в наполненную водой ванну.

«Архитектор фарфора»

Борис Калита был одним из ведущих мастеров-фарфористов в стране и состоял в Союзе художников СССР. Окончив в середине 1960-х Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановку), он устроился на Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках.

В 1970 году работа Бориса Калиты заняла призовое место на конкурсе на лучшую чайную пару, объявленном Министерством легкой промышленности СССР. Сейчас эти предметы — чайник и чашку с синим цветочным орнаментом — можно увидеть на выставке. Спустя 10 лет художник выполнил заказ к Олимпиаде 1980 года — крупные медали из белой фарфоровой массы, не покрытой блестящей глазурью.

Самые обычные предметы, постоянно использующиеся в быту, Калита превращал в настоящие произведения искусства. Художник любил экспериментировать с формой чайной посуды — за это его прозвали «чайником всея Руси» и «архитектором фарфора». На выставке можно увидеть, например, чайник с куполом-крышкой, напоминающий очертание маленькой церквушки. Он называется «Российская глубинка» и был сделан на Дмитровском заводе в 1991 году. Есть тут и чайный набор с необычно изогнутыми ручками, расписанный в излюбленной художником эстетике супрематизма («Балтика — Малевич», 1990-е).

Художник иногда работал вместе со своей семьей: многие из представленных на выставке вещей расписывали жена Галина и дочь Маргарита.

Москва: раньше и теперь

О том, как наш город изменился за последние 100 лет, рассказывает выставка коллекционера Юрия Носова. Когда в его собрании накопилось достаточное количество картин с изображением Москвы 1920-х годов, он решил сделать коллекцию еще интереснее и предложил фотохудожнику Ивану Филимонову заснять определенные места города именно с тех ракурсов, в каких они представлены на холстах. Таким образом, выставка дает возможность посмотреть на Москву через призму времени.

Картина Василия Рождественского, запечатлевшая строительство Дома на набережной в 1928 году, соседствует с фотографией Берсеневской набережной, какой мы знаем ее сегодня. Картина «Старый Большой Каменный мост» Александра Куприна позволяет увидеть, как это место выглядело в 1934-м. Здесь еще можно разглядеть гербовых двуглавых орлов на башнях, которых вскоре поменяли на знаменитые красные звезды.

На другой картине — «Вид на Кремль» Ольги Соколовой — еще видны опоры проводов трамвайной линии. Их убрали в 1930-х, когда начали строить Дворец Советов. На снимке Ивана Филимонова на их месте — уютная прогулочная зона.

Краски и слова

Четвертая выставка фестиваля — «Краски и слова. Пейзажи в отечественной живописи XVIII — первой половины XX веков» — соединяет в себе живопись и графику с литературой. Выставка предлагает рассмотреть изображение параллельно с поэтическим текстом, который оно не только иллюстрирует, но и продолжает. Искусствоведы Анатолий Гостев и Татьяна Алексеева выискивают шедевры для своей коллекции с тщательностью профессионалов и азартом истинных собирателей. Коллекция не имеет определенной спецификации — в ней сочетаются предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных эпох и жанровых направлений. И хотя начало коллекции было положено всего четверть века назад, в ней есть предметы, способные сделать честь любому старому частному собранию.

Один из наиболее ценных экспонатов — гравюра голландского художника Питера Пикарта «Кремлевское строение напротив Каменного моста» 1710 года. Отпечаток был сделан в первой половине XVIII века. На нем стоит штамп «Собрание Егора Маковского», принадлежавший родоначальнику знаменитой фамилии художников, тоже коллекционеру. Пару этой гравюре составило собрание сочинений Михаила Ломоносова, которое издали в 1757 году — еще при жизни ученого. Коллекционеров вдохновили строки Ломоносова, посвященные Москве:

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне — дна.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Еще одна гравюра — «Проспект вниз по Неве-реке между Зимним ее императорского величества домом и Академией наук» (1753) — выполнена Григорием Качаловым по оригиналу Михаила Махаева. Она относится к большой серии панорамных видов Санкт-Петербурга, которая вышла при императрице Елизавете Петровне. Такие гравюры создавались в довольно большом количестве, чтобы познакомить европейские дворы со столицей молодой империи. Пару гравюре составляет вступление к поэме «Медный всадник» Александра Пушкина (журнал «Библиотека для чтения», 1834).

Фото М. Денисова. Mos.ru

А вот к «Морской царевне» Михаила Врубеля, созданной в 1904 году, подобрали сборник стихотворений Александра Блока, несмотря на то, что у поэта нет никаких произведений, связанных непосредственно с этой темой.

«Дело в том, что вся славянская, ведическая поэзия Блока связана именно с той стилистикой, которая проявляется и у Врубеля», — объясняет Анатолий Гостев. Кстати, рамка для рисунка, которую художник Иван Малютин сделал специально для Врубеля, тоже передает сказочное настроение.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies