«Четыре кота». Главные экспонаты выставки «Импрессионизм и испанское искусство»

8 октября 2019
Выставки

Главные герои выставки, художники Рамон Казас, Хоакин Соролья, Игенасио Сулоага и другие, находились в тесном контакте с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром – вместе жили и работали в Париже, участвовали в одних и тех же выставках, их работы пополняли собрания известных коллекционеров. Но, в отличие от французского импрессионизма, испанский сохраняет глубокую связь с традициями старых мастеров – Эль Греко, Веласкеса и Гойи.

По просьбе mos.ru координатор выставки Мария Мороз отобрала несколько экспонатов, которые отображают особенности испанского импрессионизма, и рассказала истории их создателей.

Рамон Казас «На открытой террасе» (1892)

Собрание Кармен Тиссен-Борнемисы

Рамон Казас-и-Карбо (1866–1932) – знаковая фигура для национального модернизма Испании. Его творческое становление проходило во Франции. Впервые оказавшись в столице искусств Париже в возрасте 15 лет, Казас был захвачен ее быстрым ритмом. С тех пор он возвращался в этот город снова и снова, проходя короткие курсы обучения живописи в частных мастерских. Он быстро вошел в богемное сообщество художников Монмартра, сведя знакомство с Эженом Каррьером, Микелом Утрильо и Игнасио Сулоагой.

Работа «На открытой террасе» создана в самый продуктивный период творчества Казаса. В 1890-е прошли его крупные персональные выставки в Мадриде и Берлине, о нем узнали в США – работы Казаса были показаны на Всемирной выставке в Чикаго. На картине запечатлена веранда родного дома художника в Барселоне. Просторный балкон был любимым местом сбора всех домочадцев, а послеобеденный кофе на свежем воздухе – любимой семейной традицией. Моделями для картины стали сестра художника и ее муж, аристократ Эдуардо Ньето.

Хоакин Соролья «Сорванцы на пляже, Валенсия» (1899)

Музей изящных искусств Астурии. Коллекция Педро Масавеу

Пожалуй, самым популярным художником Испании рубежа XIX–XX веков был Хоакин Соролья-и-Бастида (1863–1923). Уже в школе стало понятно, что будущее Сорольи – мир искусства. Учебой мальчик интересовался мало, а вместо чтения учебников рисовал картинки на их страницах. Низкая успеваемость не позволила ему завершить образование – приемные родители забрали его из школы и отправили на обучение кузнечному ремеслу. Правда, позже, заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в Академию изящных искусств Сан-Карлос. Здесь он знакомится со знаменитым фотографом Антонио Гарсиа Пересом, с которым будет поддерживать тесное общение долгие годы. Влияние фотографии на композиционное решение картины можно уловить во многих работах Сорольи. В «Сорванцах на пляже» художнику буквально удалось остановить мгновение, показав сцену с детьми, резвящимися на берегу средиземноморского пляжа в Валенсии.

Игнасио Сулоага «Шарль Морис с женой» (1896)

Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса

Творческое становление Игнасио Сулоаги (1870–1945) проходило в стенах музея Прадо, где он занимался копированием работ Веласкеса, Эль Греко и Гойи. Увлечение полотнами старых мастеров значительно повлияло на манеру Сулоаги: в его работах часто встречаются отсылки к ним. В 20 лет он впервые оказался в Париже. Обосновавшись на Монмартре, молодой художник стал заядлым посетителем местных кабачков, где сблизился с Тулуз-Лотреком, Гогеном и Дега. Весьма быстро Сулоага завоевал признание в художественной среде французской столицы. Доказательством его стремительного успеха стал двойной портрет влиятельного арт-критика того времени Шарля Мориса и его супруги. Изначально Сулоага написал поясной потрет Мариса, а после женитьбы заказчика надставил холст и дописал женский образ.

Сантьяго Русиньоль «Эрик Сати, играющий на фисгармонии» (1891)

Частное собрание, Барселона

Сантьяго Русиньоль (1861–1931) был не только живописцем, но и талантливым писателем. В результате поездки по Каталонии, которую он предпринял в компании своего друга Рамона Казаса, появился красочный путеводитель: тексты Русиньоля, иллюстрации Казаса. Художники пронесли дружбу через долгие годы: жили в Париже, делили одну мастерскую на двоих и дружили со взбалмошным французским композитором Эриком Сати.

Вернувшись в Барселону, друзья открыли артистическое кафе «Четыре кота» по типу известного парижского кабаре «Черный кот». Барселонские «Коты» стали богемным местом: сюда приходил легендарный архитектор Антонио Гауди, персональные выставки устраивал Пабло Пикассо, а композиторы Исаак Альбенис и Энрике Гранадос проводили концерты.

Выставку «Импрессионизм и испанское искусство» можно увидеть с 10 октября по 26 января 2020 года. Музей русского импрессионизма (Ленинградский проспект, дом 15, строение 11) открыт каждый день с 11:00 до 20:00 (понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье) и с 12:00 до 21:00 (среда, четверг).

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies