С 2014 года более 250 собак-проводников прошли обучение в Московском метрополитене. Ориентирование в столичной подземке — дополнительный навык, наземные маршруты они осваивают практически с рождения. Эти четвероногие помощники растут и учатся в Балашихе, в питомнике Российской школы подготовки собак-проводников Всероссийского общества слепых (ВОС). После успешной сдачи экзаменов животных передают незрячим хозяевам, и с этого момента они становятся опорой и глазами человека.
О том, как воспитать пса-помощника, какую команду выполнить сложнее всего и что делает собака, если на пути незрячего оказались ступеньки подземки — в репортаже mos.ru.
В родильном отделении питомника в Балашихе пополнение: в апреле на свет появился палевый щенок лабрадора Жан-Поль Марат. «Нужно было назвать малыша на букву “Ж”, хотели взять имя модельера Жан-Поля Готье, но потом отдали предпочтение французскому революционеру», — смеется генеральный директор Российской школы подготовки собак-проводников ВОС Артем Астанин.
Сейчас здесь 14 будущих мам и один папа. Все лабрадоры. По словам Артема, это самая популярная порода собак-проводников: они крупные, выносливые и быстро привыкают к новому хозяину. Проводниками могут служить также золотистые ретриверы, немецкие и восточноевропейские овчарки, но у них не самый легкий характер: им не всегда удается стать единым целым с незнакомым человеком.
Жан-Поля с младенчества приспосабливают к будущей работе. На несколько часов в день щенка забирают от мамы и выпускают в «детскую» комнату, где он общается с воспитателем, привыкает к голосу человека, играет с разноцветными шариками в манеже, прыгает через висячее кольцо, проползает сквозь трубу, таскает резиновую пищалку. Воспитанием малыша занимается и полосатый кот Теодор, «усатый нянь». Он обнюхивает щенка, трогает его лапкой и позволяет кусать свои уши.
«Проверка кошкой» — один из главных тестов для будущих собак-проводников. Если она агрессивна или чрезмерно любопытна по отношению к другим животным, то ее не допускают до работы, иначе собака оставит своего незрячего хозяина, чтобы загнать дворового кота на дерево.
«Первый тест щенки проходят в возрасте 45 дней. Они должны продемонстрировать интерес к человеку, контактность и другие качества. Одно из испытаний называется “зонтик”. Раскрывают обычный зонт и кладут на пол. Если собака подгибает лапы и ложится на живот, это плохой знак: незнакомый предмет не должен ее испугать. Также перед щенком бросают на пол игрушку и наблюдают, принесет ли он ее. Следующий этап наступает в три месяца — проверка реакции на кошку и резкие звуки, выстрелы, незнакомых людей, чучело. Заключительный тест проходит, когда малышу исполняется 10 месяцев. Тогда решается вопрос о передаче щенка из питомника инструктору-методисту для начала обучения», — объясняет Артем Астанин.
«Действуй без барьеров!»: Москва становится доступнее для жителей с нарушениями зренияЭкскурсии с сурдопереводом, тактильные макеты и пандусы: безбарьерная среда на ВДНХ
Собак, которые не прошли тестирование, отдают в добрые руки москвичей, а те, кто справился с экзаменом, остаются «грызть гранит науки» и жить в питомнике. Их размещают в двухкомнатных вольерах: из уличного сектора животное может самостоятельно перейти в теплое помещение через окошко, а если будет холодно — дернуть за веревку, и проход закроет дверца.
Сейчас в школе 130 четвероногих учеников. Среди них самка черного лабрадора Юси. Завидев нас, она тут же кидается лизать руки. Контакт с человеком налажен!
«Рядом! — командует инструктор-методист Людмила Верещагина. — Сидеть, лежать, стоять!» Это базовые умения, которые должны стать рефлексом собаки с раннего возраста.
«Когда незрячий хозяин заходит в магазин, например, и выбирает продукты, собака обязана спокойно стоять или сидеть рядом, не прыгая и не обращая внимания на других покупателей», — говорит Людмила Верещагина. Юси пока трудно замирать по приказу: она живчик. Ей подберут соответствующего хозяина, который тоже ни минуты не сидит на месте.
«Если человеку положена собака-проводник, он заполняет в Фонде социального страхования анкету, разработанную нашими специалистами. В ней указывает свой рост, вес, род деятельности. От этого зависит, какую собаку мы для него подберем. Например, один наш подопечный любит пешие походы, и ему понадобился особо выносливый проводник. Вместе в таких походах они уже прошли пять тысяч километров!» — рассказывает Артем Астанин.
Лабрадор Хелла спокойнее и опытнее, чем Юси. Она умеет неподвижно лежать до тех пор, пока не услышит команду «Вперед!». Собака поднимает упавшую трость и вкладывает ее в руку Людмилы даже без приказа «Апорт!», а еще воротит нос от любимых лакомств — крекера и обезжиренного сыра, если ей сказали «Фу!». Эта команда самая сложная для собак. Сначала их учат не прикасаться к предметам при слове «Фу!», а когда они привыкают, меняют предметы на угощения. Так животных учат не брать еду у посторонних и не отвлекаться.
Полное обучение собак длится шесть–восемь месяцев. После этого им предстоит сдать выпускной экзамен из трех частей. На первом этапе они демонстрируют знание команд. На втором — умение ориентироваться на учебной площадке «Городок», на третьем проводят инструктора с повязкой на глазах от школы до железнодорожной станции Купавна. Если экзамен сдан, в школу приглашают будущего хозяина, размещают его в гостинице и две недели учат справляться с четвероногим помощником.
Людмила Верещагина предлагает нам с фотографом перевоплотиться в незрячих, а Хелле — стать нашим поводырем.
«Шлейку берите в левую руку, коленом почувствуйте бок собаки, — инструктирует собеседница mos.ru. — Каждый раз, как она вам поможет обойти препятствие, хвалите ее — опускайте руку со шлейкой ей на спину и слегка водите по шерсти. Если этого не делать, животное может наказать. Одна собака свою неласковую хозяйку аккуратно прижала к стене гаража».
Шлейку нужно держать за высокую металлическую ручку. Ни в коем случае нельзя тянуть собаку — ведет она. Хелла движется слишком быстро, страшно упасть, хочется открыть глаза. Но хозяин должен безоговорочно доверять животному, как своей руке или ноге.
Чтобы собака понимала, куда идти, в начале пути ей говорят название маршрута, например «Больница», «Аптека» или «Магазин». Это слово желательно повторять на протяжении путешествия. Поводырь способен запомнить свыше 20 маршрутов. Правда, по каждому новому придется провести питомца несколько раз, пока путь не будет усвоен.
В нашем случае маршрут называется «Городок»: мы гуляем по учебной площадке, которая имитирует городскую среду. Хелла резко останавливается. Это значит, впереди препятствие. Чтобы узнать, какое именно, нужно постучать перед собой тростью. Сначала перед нами открытый люк. Его можно безопасно обойти, прижавшись к собачьему боку. Следующее препятствие — платформа с крутыми ступеньками. Хелла снова замирает. Трость натыкается на лестницу, и так незрячий человек узнает, что ему предстоит подъем. Третье препятствие сразу не обнаружишь, вроде бы под ногами ровный асфальт. Но собака не сдвигается с места. «Вы трость поднимите и поводите перед собой», — советует Людмила. Оказывается, шлагбаум!
Еще один тренажер «Городка» — автобус. Хелла без запинки помогает войти в него, сесть на свободное сиденье и выйти обратно на улицу.
«Город для всех»: в столице проведут конкурс среди организаций по созданию безбарьерной средыБолее пяти тысяч москвичей с инвалидностью нашли работу при поддержке службы занятости за три годаКак получить технические средства реабилитации для инвалида. Инструкция
У будущих поводырей на носу новый курс обучения в метрополитене, занятия начнутся в июле 2022 года. Программу разработали сотрудники подземки вместе с инструкторами Российской школы подготовки собак-проводников ВОС. Обучение в метро проходит под контролем Центра обеспечения мобильности пассажиров и в сопровождении его инспекторов.
На таких занятиях животных учат заводить незрячего пассажира в двери вестибюля, провожать его к эскалатору или лифту, выбирать самый широкий турникет. Собак тренируют маневрировать на платформе, оперативно заходить в вагон поезда и выходить обратно. Кроме того, животные привыкают занимать нужную сторону эскалатора.
«Мы договариваемся о проведении тренировки на определенной станции метро, берем от четырех до шести собак и щенков, приезжаем. Прежде всего, важно научить их не пугаться шумных и движущихся эскалаторов, ведь животному в дальнейшем предстоит запрыгивать на ступеньки и проводить за собой незрячего», — говорит Артем Астанин.
Толпы в метро, в замкнутом пространстве — тоже стресс для животного, поэтому четвероногих помощников приучают не реагировать на окружающих людей. Впрочем, если удалось правильно подобрать человеку собаку и они оказались, условно говоря, «на одном поводке», можно вместе отправляться хоть в метрополитен, хоть на вокзал, хоть в аэропорт.
«Мы создаем идеальную пару, участники которой становятся родными, “одной крови”, понимают друг друга без слов. И когда у нас проходят встречи клуба владельцев собак-проводников, хозяева, представляясь, называют свое имя и сразу же собачье, будто они одно целое», — резюмирует генеральный директор школы.