Победитель в номинации «Прорыв года»
Зарема Боранукова присоединилась к проекту «Московское долголетие» в самом его начале – в марте 2018 года. С тех пор она занимается танцами в группе хореографа Олега Вечкасова. Принимала участие в танцевальных марафонах проекта «Московское долголетие», выступала на крупных концертных площадках, пробовала себя в роли модели. Она поет, ставит спектакли, организовывает капустники и даже сняла кино.
– Я врач-рефлексотерапевт. Окончила Второй медицинский институт (Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова. – Прим. ред.), защитила кандидатскую диссертацию, работала на кафедрах медицины катастроф и восстановительной медицины.
Моя номинация называлась «Прорыв года», и это очень точно. Потому что случившееся со мной на проекте «Московское долголетие» иначе как прорывом назвать нельзя. Здесь я познакомилась с педагогом, хореографом Олегом Вечкасовым. Он поставил с несколькими парами, в том числе с нашей, шоу-номер «Танго Остапа». Тогда проект только начинался, а я занималась парными танцами чуть меньше года. А уже в марте здесь, в нашем ТЦСО, открылся танцевальный зал, и Олег начал вести там занятия.
Конечно, сюда нельзя было не прийти. Набралась группа, мы как-то начали раскачиваться. Летом объявили марафон (первый танцевальный марафон «Московского долголетия» прошел в парке «Сокольники» 27 июля 2018 года. – Прим. ред.). Я танцевала сольно, в своей номинации заняла первое место, и это, конечно, были сумасшедшие эмоции.
А нынешним летом наша команда «Победа» стала первой в соревнованиях по формейшену (танцевальное состязание, в ходе которого на паркете выступает сразу несколько пар. – Прим. ред.). Тогда тренер как будто понял наш характер, наш возраст и подобрал идеальные мелодии и хореографию. Когда мы приехали на соревнования, оказалось, что нет разделения по возрастам, и на одном паркете выступают и дети, и взрослые люди, и мы, самые старшие. Я помню, решила: «Нам надо брать драйвом» – и получилось, мы победили. А после один из судей, испанец, сказал: «Вы знаете, от вас такая энергетика идет, я такой от детей не могу добиться». И позвал коллектив к себе в гости в Валенсию. Так что следующей осенью мы собираемся отправиться туда. Девчонки наши уже начали учить испанский язык.
Конечно, мы все очень сильно изменились за это время. Как мы подобрались, как постройнели, как научились улыбаться. А я как врач знаю, когда на лице улыбка, в какой-то момент и внутреннее состояние улучшается. И мы уже сами готовы дарить внимание и радость. А еще мы поем – ходим на уроки вокала и репетируем по три раза в неделю. Готовимся выступить на следующем марафоне с гимном «Московскому долголетию», который я написала сама. А ведь еще же есть занятие «Королевская осанка» – и это тоже невероятно. Мы учимся красиво ходить, разбираться в одежде и макияже, даже участвовали в модном показе.
В этом, наверное, суть «Московского долголетия» – это живая связь поколений. Мы реализуемся, радуем людей и излучаем позитив. Нас сейчас, людей старшего поколения, в столице одна треть! Важно ли, какую энергию, какой посыл несем? Это суперважно! Знаете, до проекта я пять лет не работала. Мне, честно говоря, казалось, что жизнь закончена. А сейчас я нашла силы вернуться в профессию, стала позитивной, энергичной, начала творить, придумывать. Это совершенно другой уровень организации мышления. И мы готовы всем этим делиться не только с родными или друзьями, но и с обществом.
Руководитель театральной студии «Бабулькины бирюльки», победившей в номинации «Инновация года»
Студия «Бабулькины бирюльки» – это кукольный театр для людей старшего возраста. Здесь ставят пьесы по произведениям классиков и современных авторов. Актеры выступают на площадках в различных районах Москвы. В ноябре 2019-го постановка «Баба Шанель» по произведению Николая Коляды получила Гран-при фестиваля «Серебряная астра», организованного проектом «Московское долголетие».
— Идея театральной студии «Бабулькины бирюльки» в воздухе витала давно, это была настоящая мечта. У моей подруги Марии Лопухиной уже лет пять существует семейный театр кукол «Ступени». Она его создавала для своих сыновей. Мальчики выросли, театр остался. А я к тому моменту уже работала с участниками проекта «Московское долголетие». И все сложилось так удачно, что мы решили наши усилия объединить. У «Ступеней» было два спектакля: «Курочка Ряба» и «Василий Теркин». Мы взяли этот материал в работу, и в канун Года театра решили создать студию. Первую репетиционную площадку предоставил наш местный храм Андрея Первозванного – до сих пор декорации и костюмы хранятся там.
Кинули клич мы в январе, пришло человек 20. Правда, тогда над нами посмеялись, сказали: «Ну где бабушки, а где кукольный театр?» Остались самые стойкие, и уже в феврале состоялась первая репетиция фольклорной постановки про заколдованных старушек с частушками, баснями, стихами. Репетировали два месяца, долго не могли выучить текст, но к Масленице успели. И с первого спектакля дело пошло.
У нас вообще очень весело проходят репетиции, по-домашнему. Во время прогонов мы все обращаемся на ты, и только когда выходим из зала, возвращаемся к вы и даже иногда к имени-отчеству.
А в «Серебряную астру» мы ввязались так. Надо было развиваться, выходить на новые площадки, и вот организовали театральный фестиваль. Я, не спросив у девочек разрешения, втайне подала на него заявку. Я ведь прекрасно понимала, что они готовы! Коллеги из другого ТЦСО предложили поставить бытовую драму Николая Коляды «Баба Шанель». И на первой читке мы поняли, что написано как будто про нас. С распределением ролей проблем не было. На фестивале нас заметила ученица Николая Коляды, и это, конечно, было очень приятно.
Дальше по плану у нас постановка ко Дню Победы – кукольный спектакль по мотивам «Василия Теркина» Александра Твардовского и рассказов Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Куклы уже готовы, они даже похожи на наших актеров.
Нужен ли нам наш театр, можно даже не спрашивать. Понимаете, когда «Московское долголетие» было пилотным проектом, к концу года все начали интересоваться: «Света, а вы не закроетесь? Света, а у нас этого не заберут?» И были очень рады, когда проект стал постоянным.
Про то, как работает «Московское долголетие», у меня есть показательная история. Когда объявили о пилоте, люди осторожно начали приходить. Сначала даже не верили, что это все для них. Среди них была женщина из счастливой и полной семьи. Но она была очень неуверенной, зажатой – появлялась, только когда никого не было. Однажды я ее усадила рисовать. Она устроилась на самом краешке стула, как будто хотела занимать меньше места. Оказалось, что большую часть времени дома она проводит тоже так: боясь привлечь к себе внимание, уверенная, что никому не нужна.
И мы потихоньку начали работать с ней: учить ее любить и принимать себя. Через какое-то время у нас в ТЦСО прошел концерт, и среди зрителей была эта женщина. И я ее сначала не узнала, если честно. Потому что она начала делать макияж, поменяла гардероб, держаться стала совершенно по-другому. И каждый из участников проекта пережил такое преображение: можно сказать, что из закрытых, замкнутых куколок они превратились в прекрасных бабочек.
В этом важность проекта. Он исполняет мечты, на которые в течение всей жизни у людей не хватило смелости, времени или уверенности.