В Музее М.А. Булгакова на Большой Пироговской улице открылась выставка «Пречистенка Михаила Булгакова», посвященная близкому кругу писателя. Филологи, философы, искусствоведы и художники жили в окрестностях Пречистенки, многие работали здесь в Академии художественных наук (ГАХН) — они называли себя пречистенцами.
Первый зал, белый, представляет семь адресов на карте булгаковской Москвы, буквально находящейся под ногами, отмечает куратор выставки Маргарита Басалаева, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея. Это рассказ о светлом периоде 1920-х, когда Булгаков вошел в пречистенский круг и нашел здесь близких друзей. Второй зал, темный, посвящен периоду, когда благополучие было нарушено и многие оказались оторванными от своих домов, родных и друзей.
Сказать, что эта выставка — только о дружбе и соседстве, было бы слишком просто. По словам куратора выставки Елены Михайловой, заведующей научно-просветительским центром Музея М.А. Булгакова, это рассказ о судьбах интеллигенции, которые, как отмечал Булгаков, были ему близки. «Я могу писать только из жизни интеллигенции в Советской стране», — говорил писатель.
«Булгаков очень нуждался в круге. Нельзя сказать, что к середине 1920-х, времени знакомства с пречистенцами, круга у него не было: он был человеком общительным, понимал значение дружеских и приятельских связей, в литературной среде был знаком и тесно общался со многими. Но именно пречистенцы, “дети старой Москвы”, как они себя называли, люди не только творчески-богемной, но и академической среды, из которой вышел сам Булгаков, оказались ему максимально близки», — рассказывает Елена Михайлова.
Пречистенцы, с которыми подружился Михаил Афанасьевич, были представителями старой московской элиты — детьми и внуками фабрикантов и промышленников, профессуры, людьми со связями в искусствоведческой и научной среде, неординарными, с широким кругозором. Многие знали друг друга с юности и даже с детства. Среди них важно особо отметить литературоведа Николая Лямина и его жену художницу Наталию Ушакову, философа Павла Попова и его супругу Анну Толстую, художника и искусствоведа Бориса Шапошникова, одного из фотолетописцев пречистенской жизни, и его жену Наталью Шапошникову, дочь актера Казимира Бравича, писателя Сергея Заяицкого, художника Сергея Топленинова.
Николай Лямин и Наталия Ушакова были ближайшими друзьями Булгакова. Их познакомил Сергей Заяицкий, у которого писатель читал «Белую гвардию», затем же такие чтения проходили по большей части у Лямина, в его комнате, оставшейся после всех конфискаций и уплотнений. На выставке можно увидеть настольную лампу, у которой собирались друзья. При ее свете Булгаков читал им и первые редакции романа «Мастер и Маргарита». Еще представлено издание Мольера, которое он брал у Лямина, когда работал над пьесой «Жизнь господина де Мольера».
Разумеется, события дружеской жизни находили отражение в текстах Михаила Афанасьевича. Первая жена Николая Лямина — Александра Лямина, известная портниха и модельер, — ушла от него к театроведу Владимиру Морицу. В повести «Собачье сердце» Мориц оказался «последней страстью» экзальтированной дамы, пришедшей к профессору Преображенскому за омоложением. «Он не может пропустить ни одной гнусной модистки», — бормотала дама, готовясь к осмотру. В числе экспонатов выставки — подлинный эскиз женского костюма 1930-х годов работы Александры Ляминой и платье, которое она сконструировала.
Булгаков со второй женой Любовью Белозерской жили в переулках Пречистенки с конца 1924 по август 1927 года — сначала в Чистом, потом в Малом Левшинском. К периоду жизни в Малом Левшинском относится шуточная книга «Мука Маки». Текст для нее написал Владимир Долгорукий (который не мог, разумеется, печататься под настоящей фамилией — взял псевдоним Владимиров, а также известен был как Вэдэ), а рисунки сделала Наталия Ушакова. Любовь Белозерская очень любила животных, и то и дело в их с Булгаковым доме они появлялись — в письме Любови Евгеньевне от 18 августа 1928 года из поездки на юг Булгаков с иронией надеется, что к его возвращению одного из котов она продаст в рабство. Главными героями «Муки Маки» стали кошка Мука и котенок Аншлаг, жившие у Булгаковых. На страницах книги изображены Михаил Афанасьевич (он в пенсне и с дровами), Любовь Евгеньевна, автор и иллюстратор книги, Николай Лямин и Сергей Топленинов.
В экспозиции представлено много фотографий. Авторы большинства этих снимков — Борис Шапошников и Наталия Ушакова. Часть кабинета в доме 32 на Пречистенке, где жили Шапошниковы, на первом этаже здания ГАХНа, была оклеена яркими обоями с изображением птиц и цветов. На этом фоне Борис Шапошников любил фотографировать гостей — сделал он и три портрета Михаила Булгакова.
В Плотниковом переулке (дом 10) жили Павел Попов и Анна Толстая, с которыми Булгаковы тоже были очень близки. Попов предложил Михаилу Афанасьевичу написать о нем биографический очерк (текст был составлен в 1940 году), они много беседовали и вели обширную переписку. Письма, открытки и записки тоже представлены на выставке — пречистенцы любили пересказывать друг другу бытовые эпизоды, делать их историей.
В калабуховском доме на Пречистенке — том самом, который «пропал» в повести «Собачье сердце», — жил дядя Михаила Булгакова, известный в Москве акушер-гинеколог Николай Михайлович Покровский. У него писатель часто бывал, особенно сразу после переезда в Москву — тогда жизнь Булгакова была голодной и неустроенной (на тот период пришлись и злоключения в «проклятой квартире № 50» в доме на Большой Садовой). Николай Михайлович подкармливал племянника. «Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки», — пишет Булгаков в дневнике 9 февраля 1922 года.
Обедать в калабуховский дом Булгаковы ходили не только к дяде. Бывая у Николая Михайловича, они узнали, что в том же подъезде устраивает коммерческие обеды семья Стронских — такая форма предпринимательства в те годы была достаточно распространенной. У Стронских был доступ к продуктам, подходящее жилое пространство и помощницы по хозяйству. По воспоминаниям, Лямины ходили к Стронским едва ли не каждый день, Шапошниковы и Булгаковы бывали по воскресеньям. Воскресные обеды часто перетекали в обстоятельные беседы, и компания засиживалась подолгу. Сохранились два снимка, сделанные Борисом Шапошниковым и Наталией Ушаковой в один из таких дней, на них можно рассмотреть стаканчики и тарелки, которые представлены на выставке.
Вместе с Булгаковыми на обеды ходила актриса Марика Чимишкиан, которая год прожила у писателя на Большой Пироговской, после она вышла замуж за Сергея Ермолинского. Марика Чимишкиан переехала с мужем в Мансуровский переулок (дом 9) — в дом братьев Топлениновых, художника Сергея, человека обаятельного и компанейского, на все руки мастера, гитариста и знатока старинных романсов, как описывала его Любовь Белозерская, и его брата Владимира, актера. Владимир Топленинов занимал верхние комнаты особняка, Сергей — нижние, на полуподвальном этаже. Часть комнат сдавалась. Дом в Мансуровском вошел в историю литературы как дом Мастера из романа «Мастер и Маргарита». Впрочем, Любовь Белозерская считала, что квартирка Мастера находилась в Плотниковом переулке, где жили Павел Попов и Анна Толстая.
«Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах!» — так описывает маленький дом Мастера Булгаков в своем романе.
Часть комнат в этом доме в 1920-е годы арендовала Александра Лямина под пошивочную мастерскую, она и Сергей Топленинов впоследствии, в 1930-х, были ведущими модельерами Московского дома моделей. На выставке есть страница единственного номера журнала, в котором фигурируют и Лямина, и Топленинов. В доме у Топлениновых друзья тоже часто собирались — играли в шахматы и винт, не раз праздновали здесь Новый год.
С наступающим! Как встречали Новый год Высоцкий, Гагарин и БулгаковПраздник в музейной витрине. Рассматриваем экспонаты с доброй историей
Вторая часть выставки рассказывает о том, как сложилась жизнь пречистенцев в 1930-х годах и позже. Это иллюстрируют собранные здесь письма, фотографии и документы.
Академия художественных наук в 1931 году была закрыта. На выставке представлена статья «Бессмертные от мертвых идей» некоего Бачелиса, выступающего против ГАХНа еще в марте 1929-го и объявляющего его сотрудников контрреволюционерами: так начиналась эта кампания по уничтожению академии. В 1929–1930 годах прошли первые аресты и высылки — в частности Сергея Топленинова, Бориса Шапошникова, Владимира Морица, Павла Попова.
Есть здесь информация и о другом процессе 1935 года, связанном с гахновцами, — так называемом процессе против немцев-словарников. Их обвиняли в фашизации подготовленного немецко-русского словаря, некоторых — в шпионаже. По делу в числе 140 человек проходили бывший вице-президент ГАХНа Густав Шпет, Михаил Петровский, Александр Габричевский. Николай Лямин был арестован годом позже — весной 1936-го. Елена Сергеевна Булгакова записала в дневнике: «Арестовали Колю Лямина». Всего три слова, но можно только предполагать, сколько за ними тревоги. Срок Лямин отбывал в Ухтпечлаге, в Чибью Коми АССР. Он был освобожден в 1939-м, дал телеграмму жене (эта телеграмма есть на выставке) и отправился в Калугу, потому что жить в Москве ему было запрещено. Там он преподает немецкий язык в школе и техникуме, пречистенцы время от времени приезжают к нему — можно увидеть фотографии из тех поездок в Ромоданово под Калугу. На снимках Любовь Белозерская, Павел Попов, Анна Толстая, Наталия Ушакова. В 1941-м, после начала войны, Лямина снова арестуют, в заключении он скоро погибнет.
Проза Булгакова 1930-х годов тоже не могла уйти от этого контекста — вспомним, как один за другим из «нехорошей» квартиры бесследно исчезают люди.
Большую роль в этом зале играет тема памяти. Она представлена через поздние фотографии — Наталии Ушаковой в той самой комнате, где они жили с Ляминым, Любови Ушаковой у дома в Нащокинском, где жил Булгаков в 1930-х, фотоальбомы Наталии Ушаковой и Андрея Арендта, а также мемориальные предметы, сохраненные друзьями Булгакова и Белозерской.
Выставка «Пречистенка Михаила Булгакова» открыта в филиале музея на Большой Пироговской улице. Посетить ее можно до 22 октября.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России