Бормашина, микроскоп и пунзель: как учат будущих ювелиров в колледже декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже

31 января
Для всей семьи

Громкий звон, тихий стук, легкое движение пальцев — через руки юных мастеров проходит множество разных инструментов и деталей. Бормашину сменяют тонкие щипцы, а гибкий металл — разноцветные минералы. Так оттачивают мастерство студенты-ювелиры колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже. Они учатся всем азам профессии — от разработки идеи до превращения фрагментов металла в готовые изделия.

Накануне Международного дня ювелира, который отмечается 31 января, корреспонденты mos.ru отправились в колледж и узнали, как готовят будущих мастеров и что они создают своими руками.

Сборка, пайка и объем

Ювелирному делу в колледже декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже учат в здании подразделения «Художественное» на Шипиловской улице (дом 17, корпус 1, строение 2) недалеко от станций метро «Домодедовская» и «Орехово». Узнать его можно по крупной синей вывеске с названием.

Холл первого этажа украшен рядами дипломов, фотографий и картин. Взгляд притягивают и стеклянные витрины, где разместились изящные украшения, статуэтки и композиции из камней. Все это — результат работы студентов и их преподавателей.

«В колледже обучаются около 1,5 тысячи студентов, только здесь, в здании на Шипиловской улице, — около 450. На художественном отделении ребята учатся ювелирному делу и дизайну в ювелирной промышленности. Для этого у нас есть все необходимое оборудование — от традиционных ручных инструментов до высокотехнологичных машин. Уникальность колледжа в том, что таким техническим оснащением, как у нас, может похвастаться не каждое производство. Мы гордимся этими возможностями», — рассказывает Мария Ковалева, заведующая учебной частью колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.

Поднимаемся на второй этаж и оказываемся в пространстве, похожем на настоящую фабрику. Аудитории разделены на участки, подобные производственным: заготовительный, участки пайки, монтировки, художественного моделирования по воску, проектирования ювелирных изделий, лабораторию литья. За приоткрытыми дверями просторных кабинетов трудятся будущие мастера ювелирного дела.

В одном из них за компьютерами с самыми современными программами ребята учатся превращать мысли и идеи в 3D-модели. Волшебство перевоплощений студенты демонстрируют и в соседнем помещении — высокотехнологичной мастерской ювелирного производства. Здесь ребята, сидящие за верстаками, тренируют практические навыки. Они учатся выпиливать, паять, шлифовать и монтировать детали, создавать художественные ювелирные изделия со вставками. Чтобы придать металлу нужную форму, студенты используют специальные инструменты. Справа на длинном железном столе лежат молотки самых разных размеров и приборы необычных форм — анка-куб и пунзели. Они позволяют придать материалу сферическую форму. Мягкий металл будущие ювелиры помещают в отверстия куба и прижимают пунзелем — инструментом, похожим на маленькую толкушку с объемным наконечником. А вот раскатать металл в тонкий пласт помогают вальцы.

Напротив инструментов — столы для пайки. Едва касаясь тонким пламенем латуни, над будущим изделием работает Дмитрий Старостенко, студент второго курса колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, обучающийся профессии «ювелир». Ловким движением руки он поднимает спаянную деталь, и мы видим ключик. Затем опускает изделие в кипящую в воде лимонную кислоту. Это позволит ключику не окислиться.

«В колледже мы не только учимся ремеслу, но и воплощаем в жизнь задумки. Я уже пробовал делать кольца и серьги с разными замками, подвески, кулоны и значки. Больше всего мне нравится работать с закрепкой: фиксировать камни и минералы. В будущем я бы хотел работать по специальности и стать мастером в ювелирном деле», — говорит Дмитрий Старостенко.

А в следующем месяце студент планирует попробовать силы в московском этапе чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы». Для этого он отрабатывает навыки, стараясь не только соблюдать конкурсный регламент, но и вкладывать в каждое изделие частичку души.

Проба пера и сила духа

Для подготовки студентов и преподавателей к чемпионатам профессионального мастерства в колледже оборудована отдельная мастерская с трансформируемым пространством. Поднимаемся на четвертый этаж и проходим в просторное помещение, где за рабочими местами в халатах и фартуках трудятся студенты. В их распоряжении — десятки индивидуальных инструментов.

«У каждого есть своя лампа, горелка, циркули для точных замеров, плоскогубцы, круглогубцы и набор напильников — надфилей. Студенты могут использовать даже микроскоп, если нужно смастерить мельчайшую деталь. Благодаря этому можно сделать даже, на первый взгляд, невозможное. Мы нередко шутим, что можем и блоху подковать, как в известном русском сказе. На занятиях я стараюсь мотивировать ребят, рассказывать им о своем опыте, показывать работы разных ювелиров. Ведь наша профессия — про красоту, и если студент ее любит, значит, в этой сфере он точно на своем месте», — отмечает Дмитрий Кротюк, преподаватель ювелирного дела колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.

В московском этапе чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы» студентам предстоит проверить все умения — от пайки до работы с лакировкой и напылением. За верстаками они проводят не только учебное время, но и при возможности каждую свободную минуту. Так, склонившись над верстаком, часами может трудиться Любовь Соловьева, студентка четвертого курса колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, обучающаяся профессии «ювелир».

Любовь Соловьева. Фото М. Денисова. Mos.ru

«Я люблю свое дело и не жалею времени на совершенствование навыков. Тем более сейчас, когда нужно готовиться к конкурсу. А для этого у нас есть все возможности. Колледж предоставляет нужное оборудование, а в работе нас поддерживают преподаватели. При этом для ювелира важны целеустремленность, усидчивость и желание достичь результата. Ведь не можем же мы сделать только половину колечка. Поэтому личностные качества тоже часть мастерства», — отмечает Любовь Соловьева.

Наряду с подготовкой к чемпионату она занимается и дипломной работой. Девушка готовит модель сувенира с секретом «Курочка» — первого в серии пасхальных сюрпризов, изготовленных фирмой Карла Фаберже для российской императорской семьи.

Латунь, фианит и шпинели

Все работы выпускников колледж бережно хранит в музее. Спускаемся на второй этаж в пространство, наполненное витринами. Среди экспонатов — реплики моделей работ фирмы Карла Фаберже: серьги, кольца, ожерелья с крупными камнями.

Денис Прозоров. Фото М. Денисова. Mos.ru

«Гордость музея — “Дерево дружбы”. Каждый листик на нем выполнен студентами разных курсов, поэтому, если присмотреться, можно найти и кленовые, и дубовые, и многие другие листочки, которые не повторяются. Дерево символизирует единство. Ребята даже сложили легенду, что если листок с него упадет, значит, кого-то отчислили. Но мы, конечно, смеемся. Это всего лишь легенда», — рассказывает Денис Прозоров, ведущий преподаватель колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.

Для практики студенты используют сплавы латуни и мельхиора, а также минералы: родонит, нефрит, агат, шпинель и другие. Сияющий бриллиант заменяет фианит, а узнаваемый по цвету рубин — шпинель.

«Каждый экспонат — результат кропотливого труда. Ознакомиться с коллекцией можно в любое время: музей всегда открыт для студентов. Здесь ребята могут найти вдохновение, посмотреть, что создавали выпускники прошлых лет. В этом есть некая преемственность. Сохраняется она и в другой тенденции: выпускники нередко возвращаются к нам уже в роли преподавателей. Я и сам из их числа. Окончил колледж в 1995 году, а в 2007-м пришел сюда работать. И сейчас могу сказать, что мы занимаемся важным делом. Если раньше, во времена Фаберже, на то, чтобы воспитать хорошего мастера, уходило около 15 лет, то сегодня этот процесс стал намного быстрее. И уже к выпускному курсу многие работают», — отмечает Денис Прозоров.

Выпускников и студентов колледжа принимают на работу крупные столичные заводы по производству часов и украшений, ювелирные дома, а также небольшие частные предприятия и мастерские.

«Мы сотрудничаем со столичными компаниями, а на защиту дипломов нередко приходят и новые работодатели. Они отсматривают проекты студентов и могут предложить им сотрудничество сразу после их выступлений. Трудоустраиваются у нас практически 100 процентов выпускников. И мы рады открывать для них такие возможности. Это позволяет им быть востребованными и не терять мотивацию», — подчеркивает Мария Ковалева.

Ювелирному делу в столице обучают также в политехническом колледже имени П.А. Овчинникова, колледже предпринимательства № 11 и Первом московском образовательном комплексе.

Многогранная профессия: чему учат в Центре алмазных технологий и геммологииАртист, хореограф, бутафор: каким творческим специальностям обучают в столичных школах искусств и колледжахОт маляров-художников до ювелиров: каких редких специалистов готовят колледжи Москвы

Источник: mos.ru

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события
Событие завершено

«Моцарт при свечах» в Московском международном доме музыки

28 сентября 2024
19:00 – 21:00
500₽ - Для взрослых

Шедевры русского искусства XI — начала XX века в Третьяковской галерее

1 октября 20194 декабря 2025


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies