В преддверии Международного женского дня столичный Главархив рассказывает об истории развития женского высшего образования в России. В ведомстве хранятся документы из фонда Московских высших женских курсов и личный архив Марии Чеховой – педагога, основателя и председателя «Союза равноправия женщин». В коллекции есть ценные документы о борьбе женщин за право обучения во всех российских университетах в начале прошлого века. Среди них устав и положение Московских высших женских курсов, планы обучения, правила и программы экзаменов, личные дела слушательниц, статьи и номера журнала «Союз женщин».
В 1872 году профессор Московского университета Владимир Герье учредил Публичные высшие женские курсы. Это было одно из первых высших женских учебных заведений в России. В Главархиве хранится временное положение о Московских высших женских курсах за 1900 год и проект устава. В них сказано, что целью курсов было расширение и углубление знаний, приобретенных курсистками в средних учебных заведениях. Появилось даже общежитие для иногородних слушательниц. Первоначально на курсах было два отделения: историко-филологическое и физико-математическое, впоследствии было создано и медицинское отделение.
Из учебных планов историко-филологического отделения известно, что его программа практически не отличалась от программы соответствующего факультета Московского университета. Недаром на высших женских курсах читали лекции и проводили практические занятия известнейшие профессора московских вузов.
Остановить тягу женщин к знаниям было невозможно, и во многих крупных городах Российской империи начали открывать высшие женские курсы. Например, в Главархиве хранится проект положения о Санкт-Петербургских высших женских курсах. В начале ХХ века число женщин – вольнослушательниц университетов было весьма значительным. Казалось, уже невозможно ограничить женщинам доступ к образованию. Но такие попытки предпринимались. В выпуске журнала «Союз женщин» за сентябрь 1908 года в статье Николая Чехова «Профессора о вольнослушательницах» рассказывается о попытке министра народного просвещения Александра Шварца удалить из университетов всех женщин-вольнослушательниц, ограничив их женскими курсами. Для этого в мае 1908 года были изданы новые правила об условиях приема в студенты и вольнослушатели университета и других высших учебных заведений. В правилах говорилось, что лица женского пола не принимаются в число вольнослушателей, а уже успевшие поступить и какое-то время обучавшиеся женщины не могут быть вновь зачислены с будущего учебного года.
Новые правила вызвали волну возмущения, и в итоге была созвана конференция вольнослушательниц всех университетов, которая решила через редакцию «Союза женщин» обратиться ко всем профессорам и преподавателям университетов с анкетой для оценки уровня знаний и трудоспособности обучавшихся там женщин. Заключал анкету вопрос: «Считаете ли вы требование женщин о допущении их в университет целесообразным и законным; если нет, то почему?». Откликнулись почти двести преподавателей из многих университетов Российской империи, в том числе Владимир Вернадский.
В обращении к членам Государственной думы по поводу вольнослушательниц за октябрь 1908 года приведены результаты анкетного опроса, а также содержится просьба содействовать скорейшему разрешению этого вопроса. Борьба за права вольнослушательниц принесла свои плоды. 31 декабря 1909 года вышло высочайшее повеление, на основе которого были изданы Временные правила о допущении к экзаменам посторонних слушательниц. А новый закон о порядке приобретения ученых степеней и сдачи испытаний от 19 декабря 1911 года твердо устанавливал право допуска женщин к экзаменам в высших учебных заведениях.