На станции Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена «Марьина Роща» можно прокатиться по самому длинному эскалатору в столице, на «Авиамоторной» — оказаться внутри самолета, а на «Кленовом бульваре» — на берегу реки. Сегодня исполняется год с момента полного ввода в эксплуатацию БКЛ. Девять станций северо-восточного, восточного и южного участков открыли для пассажиров 1 марта 2023-го. БКЛ не только стала новым сердцем транспортной системы столицы, которое объединило метро, Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, но и продолжила традиции подземного музея: теперь это — галерея современного искусства.
Корреспонденты mos.ru побывали на экскурсии Музея транспорта Москвы, посвященной восточному участку метрокольца, открытому в прошлом году. О том, что вдохновило дизайнеров на создание образов станций, где искать комсомольский значок и средневековые стены, — в нашем материале.
Наше путешествие по БКЛ начинается на станции «Марьина Роща». Мы встречаемся с экскурсоводом Музея транспорта Москвы Ириной Чижевской в наземном вестибюле. Его опорами служат шары, напоминающие гигантские леденцы. Что хотел сказать дизайнер?
«Это отсылка к модернизму и функционализму, которые в начале ХХ века пропагандировал французский архитектор Ле Корбюзье. Шары сделаны из нержавеющей стали, а внутри они полые. Одна их половина установлена в вестибюле, другая — снаружи. Они ассоциируются с движением. При этом сферы отражают дневной свет, поступающий через стеклянные стены, а с наступлением темноты — лампы, и кажется, будто здесь всегда солнечно», — рассказывает Ирина Чижевская.
Спустившись по 130-метровому эскалатору, самому длинному в столичном метрополитене, видим круглые, дутые и лакированные скамейки. Они выполнены из коричневого дерева с прожилками. «Напоминают карамель “Раковые шейки”», — улыбается экскурсовод.
По ее словам, авторы проекта хотели передать усадебный быт и атмосферу летнего чаепития с конфетами в имении Останкино графа Шереметева, которое расположено недалеко от станции «Марьина Роща». Так, вдоль платформ дизайнеры расставили овальные, пузатые подпоры-пилоны, символизирующие фарфоровые чайники. Их отделали белым мрамором с имитацией трещин и состаренности.
По словам Ирины Чижевской, дизайн станций БКЛ воздействует на подсознание пассажиров, заставляет их мечтать, думать, фантазировать. Такова архитектурная концепция.
Владимир Путин и Сергей Собянин открыли Большую кольцевую линию метро
БКЛ — самое большое метрокольцо в мире. Его протяженность составляет 70 километров, а чтобы проехать 31 станцию, понадобится 90 минут. Но сегодня мы не будем преодолевать такой путь, наша задача — узнать секреты станций, которые открылись за последний год.
Следующая на нашем маршруте — «Рижская». Она одна из самых футуристических на БКЛ, по мнению Ирины Чижевской. В переходе станции отражаются узкие светодиодные лампы, расположенные на потолке: так создается эффект квадратов.
«Это похоже на порталы из фильма “Гостья из будущего”, которые ведут нас с Калужско-Рижской линии на БКЛ. Старую “Рижскую” построили в 1957 году, ее красные оттенки отсылают к черепичным крышами старой Риги, а желтые — к янтарю Балтийского моря. И вот теперь пассажиры попадают оттуда в космическое пространство БКЛ. Дизайнеры так показали переход из прошлого в будущее», — говорит экскурсовод.
Центральную часть платформы от путей отделяют светящиеся и выступающие арки. Так дизайнеры напоминают нам о Рижском вокзале. «Обратите внимание на стены вдоль путей: они состоят из ничем не покрытых блоков. Это так называемый открытый тюбинг. Издали стены кажутся сложенными из кирпича или камней и напоминают здания в средневековом городе», — объясняет Ирина Чижевская.
Кстати, открытые тюбинги можно увидеть и на других станциях БКЛ — на «Марьиной Роще» и «Савеловской».
Едем дальше на станцию «Сокольники». Она отсылает нас к авангардному течению 1920–1930-х годов. На потолке — образы уходящих вдаль тоннелей с красными кругами, путевые стены украшают коллажи в стилистике советских плакатов, фотографии реальных героев метростроя, проекты первых станций и рисунки Александра Рукавишникова.
«Станцию начали возводить в 2021-м, в год 90-летия московского метростроя, поэтому решили посвятить ее тем, кто стоял у истоков строительства метрополитена. Одним из первых архитекторов столичного метро был Алексей Душкин, а его внук, художник Алексей Душкин — младший, как раз и придумал использовать образы того времени», — рассказывает Ирина Чижевская.
Оформление станции «Сокольники» — дань уважения метростроителям как прошлого, так и настоящего. БКЛ стала самым масштабным проектом отечественного метростроения XXI века. Его участники, специалисты инжинирингового холдинга «Мосинжпроект» и ведущих проектных и строительных организаций со всей России, возвели с нуля 28 станций и полностью реконструировали еще три, использовав более миллиона кубометров бетона и проложив 25 тысяч километров кабелей — это больше половины длины экватора.
Наш поезд «Москва-2020» мчит дальше и останавливается на «Электрозаводской». Здесь во всю путевую стену — стеклянное панно кисти все того же Александра Рукавишникова: кони, воины с щитами и мечами. Художник изобразил образ защитника Древней Руси от неприятелей. Некогда на этом месте располагалось село Рубцово, которым владели купцы Квашнины. Их предки сражались вместе с Дмитрием Донским, защищая московские границы. Этот исторический факт и вдохновил автора.
Если подняться на галерею-переход, то сквозь круглые иллюминаторы можно лучше разглядеть отдельные фрагменты картины.
Следующая остановка — «Авиамоторная». Своим дизайном она напоминает салон самолета. На полу — такая же разметка, как между рядами кресел, на потолке — световые полосы, имитирующие след в небе, а лампы сделаны в виде фюзеляжа авиалайнера — носа и крыльев.
«Метро с советских времен ассоциировались с авиацией благодаря скоростным поездам. Путевые стены на этой станции расчерчены разными оттенками серого, что создает эффект разгона по взлетно-посадочной полосе», — отмечает собеседница mos.ru.
Игра форм и магия цвета: архитекторы — о концепциях, идеях и секретах самых красивых новых станций БКЛНетиповая работа. Как в Москве проектируют станции метро
На станции «Нагатинский Затон» при выходе из поезда нас встречают мозаичные рыбы на стенах: щука, карась, бычок, уклейка, налим и другие обитатели рек Московского региона.
«Художник Максим Козлов использовал технику свободной кладки мозаики. Он обрабатывал большие куски материала. При этом мастер не выкладывал их стык в стык, а размещал под разным углом. Он использовал непохожие материалы, порой не подходящие друг к другу по форме и составу. Так художник хотел показать, что наше общество состоит из разных людей», — говорит Ирина Чижевская.
Здесь и осколки кафеля, и мрамор, и галька, и ракушки, и даже комсомольский значок — его можно найти в одном из плавников. Головы рыб повернуты по ходу движения поезда: так у пассажиров создается ощущение, что водные обитатели из мозаики плывут.
Последняя станция на нашем маршруте — «Кленовый бульвар». В двух шагах отсюда находится музей-заповедник «Коломенское», и авторы провели параллель. Потолки станции слегка изогнуты, кажется, будто это купола церквей или кокошники теремов. Стены светло-серые, словно подернутые дымкой или дождевой завесой. Пол глянцевый, в нем отражаются скамейки в виде валунов. «Такое оформление ассоциируется с Москвой-рекой ранним туманным утром», — комментирует экскурсовод.
Подземный переход и вестибюль украшают перфорированные панели со множественными точечными светильниками. Прообразом для необычной конструкции стали мотивы сетчатой керамики, которая была развита на территории Дьякова городища в «Коломенском».
Снаружи павильон «Кленового бульвара» вновь отсылает к деревянному зодчеству музея-заповедника: дверь его лифта повторяет изгиб терема или фигурного окна. Хотя некоторым кажется, что это абрис бутылки, возможно, из царского погреба Алексея Михайловича. «Такова эстетика постмодернизма — каждый видит что-то свое», — резюмирует Ирина Чижевская.
Отправиться на такую экскурсию можно по воскресеньям в 14:00. Подробная информация — по ссылке.
Пионы и подсолнухи кисти Сергея Андрияки: в метро обновили экспозицию поезда «Акварель»От разработки котлована до запуска поездов. Как строят станции метро в Москве
Кубок «Москва – на волне»
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России