В музее-заповеднике «Царицыно» продолжается V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена, на которой показывают более 100 работ авторства художников из разных стран. Экспонаты, созданные не только из текстиля, но и из бумаги, алюминия, джутового каната и других материалов, раскрывают тему конкурсной программы «Многообразие связей. Нити, разрывы, соединения».
Современные художники создают не только классические гобелены, но и арт-объекты и скульптуры из текстильных материалов. Участники триеннале больше не ограничены в выборе, напротив, теперь они могут использовать все, что поможет выразить их замысел. Например, художница Екатерина Абламская в своей работе Post quem соединяет искусственное с органическим: в полотно, где фрагменты электронных схем будто прорастают между напоминающими корни деревьев нитями, она вплетает провода, кабели, компьютерные мышки.
«Идея Екатерины — раскрыть перед зрителем культурные слои, в которых сплетаются природные элементы и артефакты постиндустриального мира», — рассказала Анна Карганова.
Галина Храмцова представила работу «Платье на каждый день» — три льняных наряда, сплетенных на пластиковой сетке. Через образ русской женской рубахи в работе передается идея системы мира, в котором живет женщина, находящаяся в ладу с ритмами природы. Три полотна, три «платья» — это три возраста (девичий, женский и бабий, как их определяет художница). Символика триединства связана и с неделимостью семейных связей «дочь — мать — бабушка», и с неизбежностью движения времени, которое предлагает новые обстоятельства и новую роль женщине на протяжении ее жизни.
Художник Виктор Решетников в своем диптихе «Преодолевая пространство» и «Переход» сделал ставку на баланс противоположностей: соединил жесткую металлическую сетку и мягкие шерстяные нити. Это не самые типичные для него материалы — он прежде всего керамист.
«Виктор показал мне эти работы, когда я была у него в мастерской и рассказывала о триеннале и ее теме. Он сделал их в 1985 году, но они ни разу не выставлялись, — отметила Анна Карганова. — На их примере мы видим, как можно чувствовать материал, взаимодействовать с ним, какую структуру могут приобретать и создавать нити. Специально для триеннале он создал еще одну работу — “Путь линии”».
Впрочем, некоторые художники и вовсе убирают текстиль из своих творений. Например, Наталья Евсеева в работе «Белые надежды» использует белоснежные листы картона разных форм, развешанные, словно одежда на сушилке. Идею она объясняет так: бумага — это чистые мысли, будто после стирки, без цвета и грязи.
Помимо основной программы, триеннале включает в себя и внеконкурсную. Она состоит из трех частей: выставки «Нити: метод или образ», проекта «Микро. Точка пересечения» Гильдии текстильщиков Санкт-Петербурга и сайт-специфик-работы Ольги Киселевой «Сеть, в которой мы живем». Инсталляция, для создания которой понадобилось шесть тысяч гвоздей и огромное количество нитей, заняла отдельный зал. Впервые эту работу показали в 2015 году во Франции.
Поучаствовать в создании нового произведения могут и посетители. При рассмотрении внеконкурсных работ им предлагают поразмышлять о собственных ценностях, а потом с помощью нитей рассказать о них на специальной интерактивной стенке. Объект пользуется популярностью, и уже сейчас можно сделать вывод, что важнейшие места в списках ценностей разных людей занимают свобода, семья и любовь.
Конкурсная программа триеннале не ограничивается выставочными залами Хлебного дома — площадкой для нескольких объектов стали парадные пространства Большого дворца. Здесь можно увидеть «Лестницы» Екатерины Громцевой: три полотна расположены прямо в пролете между первым и вторым этажом. С высотой меняется и точка зрения, и перспектива. «Запад плюс Восток», яркая текстильная инсталляция Ирины Яблочкиной, предваряет вход в Таврический зал. «О, Запад есть Запад. Восток есть Восток, они не сомкнутся нигде…» — так писал Редьярд Киплинг. Однако работа показывает, как мудрость Востока, воплощенная в образ змеи, опутывает мраморный бюст французского писателя и философа Дени Дидро, постепенно проникая в его сознание, минуя понимание, завораживая его, подчиняя себе.
«Перед художницей стояла задача не только создать объект, но и сделать так, чтобы он органично сочетался с активным архитектурным пространством наших парадных залов», — подчеркнула Анна Карганова.
Продолжается триеннале на свежем воздухе. Несколько экспонатов распределены по всему парку — их можно отыскать самостоятельно во время прогулки. Один из них — «Мамонтеус» Павла Елфимова, расположенный напротив Хлебного дома. Арт-объект, сплетенный из джутового каната, сделан в виде фигуры мамонта. А недалеко от него — «Аккордеонистка» из искусственного ротанга, созданная Еленой Молчановской.
Триеннале проходит раз в три года. В этом году конкурсную программу проводят в четырех номинациях: «Лучшая работа в традиционной технике гобелена», «Лучший арт-объект в интерьере», «Лучший арт-объект в парке» и «Лучшая студенческая работа».
Кроме того, триеннале включает в себя лекции, мастер-классы, творческие встречи, экскурсии — каждый найдет что-то по вкусу. А осенью откроется мастерская, где подростки с ментальными особенностями смогут обучиться ручному ткачеству.
Приобрести билеты в музей-заповедник «Царицыно» можно на mos.ru.