18 апреля во всем мире отмечают День памятников и исторических мест. Москва, как город с богатым архитектурным прошлым, уделяет много внимания сохранению своего наследия — с 2011 года в столице отреставрировали 1578 исторических объектов, в том числе 30 — с начала 2021 года.
Некоторые из них можно оценить не только снаружи — они открыты для посещения. Так, в прошлом году завершилась реставрация старейшего кинотеатра столицы — «Художественного» и Северного речного вокзала.
Сегодня в центре Москвы реставрируют еще один объект культурного наследия — Центральный дом журналиста. Благодаря поэтапному характеру работ площадка продолжает функционировать и Дом журналиста открыт для посетителей.
Как проходит реставрация Дома журналиста и что восстанавливают в историческом здании — в нашем материале.
Будущий Дом журналиста построили не позднее 1736 года — в качестве городской усадьбы. Каменное здание возвели одноэтажным, с подвалом, в середине XVIII века надстроили второй этаж, а в первой половине XIX века — третий.
Последний строительный период в истории усадьбы — самый значительный. По настоянию купца второй гильдии ситцевого короля Александра Прибылова дом полностью меняет свой облик. Реконструкция увеличила объем здания и изменила вид фасадов — архитектор Александр Вивьен выполнил их в стиле эклектики.
В 1920 году здесь разместился Дом печати — клуб московских журналистов. Тут собирались и выступали Александр Блок, Сергей Есенин, Демьян Бедный и многие другие известные писатели и поэты, а членом правления был Владимир Маяковский. В 1925 году здесь Москва прощалась с Сергеем Есениным. В 1938 году Дом печати переименовали в Центральный дом журналиста — под этим названием он известен и сегодня.
Гуляющих по Бульварному кольцу горожан и туристов Дом журналиста встречает нарядным фасадом — точно таким же его знали москвичи XIX века. Чтобы вернуть парадной части здания исторический облик, в 2020 году в Доме журналиста проводили реставрационные работы. Специалисты занимались не только декоративными элементами: они перебрали кирпичную кладку и усилили поврежденные участки стены. В некоторых местах кладки пилястр и карнизов вообще не было — ее место занимал слой штукатурки в 10–15 сантиметров.
Сергей Куприянов, архитектор реставрационной мастерской «Пирит-99», рассказывает, что сохранившийся декор не демонтировали. Все архитектурные формы очищали и восстанавливали прямо на фасаде, а недостающие элементы отливали на месте по сохранившимся образцам. Специалисты создавали модель, снимали форму, отливали новую деталь и устанавливали ее на фасад.
«Весь декор фасада был замазан многочисленными слоями краски после предыдущих ремонтов, начиная с дореволюционных времен. Реставраторы приложили очень много усилий, чтобы расчистить и не повредить историческую форму. Например, по второму этажу под окнами идет декор в виде гирлянд с объемными цветами в натуральную величину. Эти цветочки откалывались, часть была утрачена. Мы по сохранившимся элементам делали новые детали и устанавливали их на место. Теперь облик полностью соответствует задумке архитектора Вивьена», — подчеркивает Сергей Куприянов.
Увидеть, в каком состоянии фасад находился до реставрации, можно не только на старых фотографиях. Достаточно выйти во внутренний двор бывшей усадьбы: там посетителей ждут потемневшая краска и отколовшийся гипс. Это фасад конца XIX века. На оконных наличниках и венчающем карнизе отсутствуют многие детали, но их будут отливать заново по сохранившимся элементам. Впрочем, целиком осмотреть произведение архитектурного искусства не получится — первый этаж особняка перекрывает грубая советская пристройка. По словам специалиста, ее демонтируют и целиком откроют доступ к отреставрированному фасаду.
«До середины XIX века главный фасад выходил во двор, в сторону Калашного переулка, и только когда в Москве возросла значимость Бульварного кольца, главный фасад переориентировали на Никитский бульвар», — рассказывает архитектор.
Чтобы задумка Александра Вивьена действительно не пострадала, реставраторы не упустили ни одной мелочи. Так, полностью отреставрирован белокаменный цоколь с оконными перемычками, которые сохранились с первого строительного периода — начала XVIII века. Химики-технологи провели анализ, установили прочность белого камня, его характеристики, по ним и подобрали необходимый состав для восстановления утраченной формы.
Заменят и козырек над главным входом. Новый заново отливают из чугуна по фотографиям и старым чертежам. Его установят в ближайшее время. Также заменили столярные элементы оконных и дверных проемов.
Помимо этого, рабочие провели реставрацию и реконструкцию кровли в бывшем Доме печати, переложили инженерные системы.
По словам реставратора, все виды работ в историческом особняке четко прописаны в разрешении, полученном в Департаменте культурного наследия города Москвы, — сделать что-то «от себя» невозможно.
«Чтобы начать работу, специалисты проводят комплексное научное исследование, потом делают проект, который согласовывают в Департаменте культурного наследия. Мы получаем разрешение только на основании согласованного проекта. Там точно указан перечень работ и конкретные места выполнения», — подчеркивает Сергей Куприянов.
Хранителем истории стал цокольный этаж Домжура. Здесь низко над головой нависают лотковые своды. Однако подвал не всегда был таким темным — на стене видны заложенные кирпичом оконные проемы. Сергей Куприянов надеется, что в ходе работ их удастся раскрыть, и цокольный этаж снова увидит свет. Из жилого в подсобное помещение нижний этаж превратился в 1887 году, когда произошла глобальная реконструкция особняка. В тот период здесь стояли четыре печи, которые обогревали весь дом.
Однако сейчас под прицелом специалистов находятся интерьеры анфиладных залов второго этажа, обращенных окнами на главный фасад. Своей очереди на обновление ждут Большой парадный, Мраморный (Овальный) и Каминный залы, Голубая и Розовая гостиные — все они также творения Александра Вивьена. Даже самая скромная комната отличается роскошным декором: нетрудно представить, как здесь собирался свет дореволюционной Москвы.
Каждая комната имеет свой особенный декор. Например, стены Овального зала целиком отделаны искусственным мрамором, а с потолка Розовой гостиной на посетителей смотрят веселящиеся путти (изображения младенцев-мальчиков, иногда крылатых — амуров, популярный декоративный мотив эпохи Возрождения. — Прим. mos.ru). Главной достопримечательностью Каминного зала стал сейф, обнаруженный при расчистке помещения. Когда его установили — неизвестно: это могло случиться и при купце Прибылове, и во времена Дома печати. Сейф, конечно, вскрыли, но он оказался пуст.
По словам реставратора, в ходе исследований специалистам удалось установить оригинальный цвет краски на стенах и обнаружить бликовку золотом, которая подчеркивала форму лепнины. Раньше ее не было видно под слоем краски.
«В Большом парадном и Мраморном залах реставрацию еще не проводили. Но мы уже знаем, что работа предстоит серьезная: многочисленные трещины, сколы, утрачена полировка на искусственном мраморе. На самом деле, будет сложнее, чем реставрация фасада. Если на фасадах у нас фактически только штукатурка и окраска, то здесь — реставрация искусственного мрамора, расчистка лепнины, работы по позолоте, покраске и отделке», — отмечает Сергей Куприянов.
Дверные порталы Большого парадного зала, украшенные лепным декором и резьбой по дереву, выводят посетителей к одному из главных объектов Домжура — парадной лестнице. Она красноречивее всяких слов описывает, как будет выглядеть объект после реставрации. Согласно планам, все работы в Доме журналиста должны завершиться к концу 2021 года.
Благородная позолота придает лепному декору большую выразительность. Восстановлена цветовая гамма плафона потолка. А ступени парадной лестницы из натурального мрамора дополняет отделка стен искусственным мрамором нежно-голубого цвета.
Реставратор Григорий Шлег рассказывает, что работать с мрамором непросто. Материал, как губка, со временем впитывает в себя пыль, грязь и воду, которой его моют. Поэтому перед началом работ лестницу тщательно исследовали: смотрели, в каком она состоянии, подбирали цвет и состав реставрационного материала.
Не менее трудоемкой оказалась работа и по восстановлению искусственного мрамора.
«Сначала мы приходим, снимаем воск, смотрим, надо ли удалять предыдущую реставрацию и многочисленные заделки — иногда дефекты просто замазывают цементом. Проверяем места, где отслаивается гипс или штукатурка: раскрытые трещины заполняем специальным составом, а плотные не трогаем. Цвет подбираем по палитре, как художники, а потом полируем специальными брусками — на профессиональном сленге называем их оселками. Поэтому такой метод отделки называется оселковым искусственным мрамором. В дальнейшем покрываем все это воском, который сами варим по старым технологиям — с добавлением канифоли, скипидара, пчелиного воска», — добавляет Григорий Шлег.
По его словам, на каждом объекте реставраторы применяют методики, которыми пользовались строители столетия назад. «В принципе, все то же самое, только поменялись инструменты — стали современнее», — отмечает реставратор.
Для завершения композиции парадной лестницы не хватает только двух мраморных тумб, балясин и поручней. При предыдущей реставрации 1985 года эти элементы были утрачены, и в то время их изготовили из более дешевого алебастра. Для воссоздания исторической точности специалисты работали по чертежам и старым фотографиям. Все утраченные мраморные детали заново изготовили в мастерских. Сейчас все мраморные элементы архитектурного декора уже готовы — их осталось только установить.