В Москве продолжается работа, пожалуй, над одним из самых амбициозных проектов — строительством Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Она готова на 93 процента, пассажиры уже могут пользоваться 22 станциями, 12 из которых открыли в прошлом году.
Москвичи успели оценить их: они выбрали самые красивые станции голосованием в проекте «Активный гражданин». Лидером стала станция «Мичуринский проспект», второе место заняла «Новаторская», а замкнула тройку лидеров «Аминьевская».
Архитекторы и авторы концепций оформления станций — победителей голосования рассказали mos.ru, какие материалы и технологии они использовали и что вдохновило их на создание проекта.
Станцию «Мичуринский проспект» строили в стесненных городских условиях — на месте пересечения улицы Удальцова и Мичуринского проспекта. Здесь интенсивное движение транспорта и проходит много подземных коммуникаций. Именно поэтому для проектирования использовали BIM-технологии (электронное моделирование).
Основной идеей оформления стала дружба между Россией и Китаем, даже саму архитектурную концепцию разрабатывала группа китайско-российских проектировщиков.
Главный акцент станции — композиция из подвесных освещенных панно, украшенных китайскими орнаментами. При его разработке консультировались со специалистами по востоковедению, узоры символизируют дружбу.
Сначала орнамент рисовали в специальной программе, а затем вырезали в листах из алюминия. Этими панелями и облицованы панно, сделанные из светопрозрачного органического стекла.
Подвесные панно декорированы светящимся орнаментом. Знаки, изображенные на них, символизируют дружбу — в данном случае между двумя странами, Россией и Китаем.
Станция выделяется за счет не только необычных элементов, но и цвета. Ее оформили в серебристых, красных и черных цветах. Самый яркий, красный, символизирует процветание. Также цветовые акценты помогают в навигации пассажиров. «В природе не существует ярко-красного цвета. Именно поэтому в отделке станции использовали новый материал — агломерат. Это искусственный камень, который по твердости соответствует граниту, не впитывает влагу и дает возможность воплотить и реализовать любой цвет, которого нет в природе. Красным агломератом покрыли колонны на платформе и в вестибюле», — отмечает Роман Баранов.
Наземный вестибюль выполнили в светлых и темно-серых тонах. Потолок в вестибюле тоже оформлен необычно — здесь использовали подвесные панели из алюминия, украшенные текстурным рисунком лепестков. По словам архитектора, авторам удалось реализовать все, что задумывалось.
На месте пересечения улицы Новаторов с Ленинским проспектом открыта станция «Новаторская». Ее главной особенностью стал подвесной потолок из стекла. Этот материал впервые использовали для отделки потолка на станции московского метро.
Для реализации архитектурной концепции и создания такого потолка поменяли конструктив станции. В результате колонны стали тоньше, а высота потолков составила 5,5 метра. При новых параметрах стало возможным сделать тему потолка доминирующей.
«Станция подземная, двухпролетная, с одним рядом колонн посередине. Там балки гигантского сечения. Нам пришлось поменять конструкцию станции и вытащить эти балки наружу, чтобы потолок стал абсолютно плоским. Так проще монтировать панели из стекла», — уточняет Сергей Каретников.
Внутрь разноформатных стеклянных панелей вклеили фильтры — пленку оранжевого цвета трех оттенков, а между ними разместили световое оборудование. Кстати, высоту светильников регулировали вручную, чтобы равномернее осветить панели. Прозрачность и насыщенность цвета фильтров подбирали в несколько этапов, делали опытные образцы и проверяли на станции. В итоге удалось реализовать изначальный замысел «пламенеющего» потолка. Получилась интересная игра света и эффект возникновения множества новых оттенков при наложении панелей. Этот поток света, по замыслу авторов, символизирует энергию новаторства.
«Оранжевый — один из цветов, часто используемых в транспортной архитектуре, он хорошо воспринимается на расстоянии. К тому же один из моих любимых в палитре, есть ассоциация с осенним лесом, который мы все любим, — говорит Сергей Каретников. — Самое главное — потолок, от него ничего не должно отвлекать. Все остальные поверхности выполнены в контрастных монохромных оттенках. Только рисунок пола поддерживает графику потолка. Под ногами — переменной ширины полосы из черного габбро и светло-серого сибирского гранита».
Путевые стены отделаны кассетами под черный никель, а центральный ряд колонн облицевали белым мрамором. Название станции написано белыми буквами на черном фоне. Единственное, что выделяется в монохромном интерьере (кроме потолка, конечно), — это кассовый блок. Его отделали оранжевым искусственным камнем. По словам авторов, этот прием облегчает навигацию для пассажиров.
На пересечении Аминьевского и Очаковского шоссе расположена станция «Аминьевская». Здесь тоже главным акцентом стал объемный потолок. Его сделали из множества алюминиевых реек, которые выложили в форме волны. По задумке авторов он имитирует кинетическую конструкцию и создает эффект реального движения.
Волна на потолке поддержана декоративным узором на путевых стенах. Авторы пустили модульный, повторяющийся параметрический рисунок с изображением волны в трех цветовых оттенках на всю длину платформы. Его нанесли при помощи техники пиксельного растра.
«Это такой типографский прием, характерный для декоративных изображений в стиле поп-арт, который был распространен в 1960-е годы. Сейчас техника этого стиля активно используется в декоративных элементах архитектуры зданий. При помощи точек разного масштаба выстраивается определенный пиксельный рисунок. Вблизи это просто выглядит как хаотичный набор точек, но с фокусного расстояния складывается картинка», — объясняет Георгий Друговский.
В оформлении «Аминьевской» также использовали интересное сочетание цветов. Холодная голубая гамма на стенах вместе с теплыми тонами массивных гранитных колонн шоколадного оттенка, по словам авторов, создают уютную и немного загадочную атмосферу.
Кстати, колонны зала выполнены из темно-коричневого гранита, а пол — из серого камня, но большая часть станции отделана алюминием.
«Мы используем долговечные материалы, легкие в обработке, из которых можно создавать различные формы и композиции, у них есть цвет и фактура. Например, сотовый алюминий может быть с рифленой или шлифованной поверхностью, а может быть сделан под нержавейку, также металл хорошо окрашивается. На станции практически повсюду использован именно этот материал», — уточняет Георгий Друговский.
Архитекторы интересно оформили и наземные вентиляционные киоски, через которые поступает воздух на станцию. Их отделали фактурными листами нержавеющей стали, внешне они напоминают жеваную бумагу.
«В профессиональном сленге есть термин “молотковый эффект”, будто металл был грубо обработан молотком. Это достаточно новый материал, который начинают активно применять в архитектуре. Кроме того, такая отделка привлекает внимание пассажиров», — рассказывает Георгий Друговский.
Архитекторы уверены, что каждая станция должна отличаться. Вместе они могут составлять ансамбль, но все же должны обладать своими особенностями. В этом есть и практическая польза: пассажиры, находясь в вагоне поезда, увидят знакомые элементы отделки из окна и не проедут свою остановку.
Свет, индивидуальность, целостность: как возникла современная архитектура московского метро Цифровые технологии и историческая преемственность: как художники оформляют новые станции метроМифология подземного города: как создается дизайн станций московского метро
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России