Театральный термин «апарт» (от французского a part, «в сторону») используется для обозначения реплик, предназначенных для зрителя и неслышных остальным участникам действия. Московский театр «АпАРТе» не просто так взял красивое слово в качестве своего названия. Спектакли на обеих сценах (на Тверском бульваре и недалеко от станции метро «Таганская») проходят в атмосфере доверительного общения с залом — этому способствует небольшая дистанция между актерами и зрителями.
И вообще здесь все как будто по-домашнему. Перед началом спектаклей сотрудники театра сами просят выключить мобильные телефоны, — вживую, без привычной заранее записанной фонограммы.
Этот театр начался с одного человека — актера и режиссера Андрея Любимова. Свои первые спектакли он поставил в Московском молодежном театре-студии «На Красной Пресне» (из него впоследствии вырос театр «Около дома Станиславского»). В 1987 году Любимов понял, что хочет делать свой театр. Так появилась идея создать студию «Группа граждан».
Труппа была немногочисленная, но преданная своему делу. Спектакль «Приглашение на казнь» стал сенсацией — сцены из романа Набокова играли в троллейбусе, идущем по Бульварному кольцу от Трубной площади до Пречистенской набережной. Репертуар «Группы граждан» составляли постановки по произведениям классиков — от Жюля Верна до Алексея Толстого и Михаила Булгакова. В них было много музыки — с молодыми и амбициозными артистами с удовольствием сотрудничали фольклорные и джазовые ансамбли.
К 1993 году маленькая «Группа граждан» выросла в Московский центр сценических искусств со звучным названием «АпАРТе». Еще через пять лет центру присвоили официальный статус театра. Вскоре у него появилось и собственное полуподвальное помещение на Тверском бульваре, которое артисты приводили в порядок собственными силами. Пока новое помещение обживалось, спектакли играли на сцене театрального дома «Старый Арбат» в Филипповском переулке. Кстати, один спектакль «АпАРТе» там идет до сих пор — это комедия «Дорога цветов» по пьесе Валентина Катаева.
Зал в здании на Тверском бульваре похож на небольшую репетиционную площадку — здесь всего 44 места. Но каждый вечер здесь аншлаг, и кресла по обе стороны сцены всегда заняты зрителями.
Несколько лет назад «АпАРТе» обзавелся еще одной площадкой — на улице Александра Солженицына. Здешний зал, оборудованный самой современной звуковой и световой аппаратурой, ощутимо больше: он рассчитан на 110 зрителей.
«Около дома Станиславского»: что нужно знать о театре Юрия Погребничко
Тем, кто еще ни разу не был в «АпАРТе», советуют начать знакомство с «Ревизора. 1835» в постановке Андрея Любимова. Он, кстати, тоже появляется на сцене — в роли попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники. Режиссер обратился к первой редакции знаменитой гоголевской комедии, датированной как раз 1835 годом. Он также использовал черновики писателя. В спектакле играют заслуженные артисты России Иван Сигорских, Галина Виноградова и другие.
Музыкальный спектакль «Беда от нежного сердца» Любимов поставил по мотивам водевиля драматурга и поэта Владимира Соллогуба. В комическом сюжете Любимов разглядел трагические мотивы. Впрочем, все составляющие водевиля в его постановке на месте: путаница, каламбуры, внезапные встречи и, конечно, веселые куплеты.
Еще одна постановка Любимова — психологическая драма «Агата Кристи. Детектив» по пьесе королевы остросюжетной прозы, которую она написала на основе своего романа «Пять поросят» (1942). Главная героиня пытается распутать преступление, произошедшее 20 лет назад, и восстановить доброе имя своей матери. Одну из ролей играет сам режиссер, а актриса Лилия Соловьева — сразу двух персонажей, мать и ее повзрослевшую дочь.
Сюжет спектакля «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина известен благодаря экранизации Павла Арсенова 1979 года. В киноверсии роли молодоженов, по глупости решивших развестись, сыграли Александр Абдулов и Ирина Алферова, а в театральной — Максим Михалев и Антонина Комиссарова. Эта постановка появилась в репертуаре театра в 2016 году благодаря студентам Театрального училища имени М.С. Щепкина, выбравших пьесу Володина для дипломной работы.
Один из самых необычных спектаклей репертуара — рок-н-ролл-мистерия «Dверь» по пьесе бывшей заведующей литературной частью театра Маргариты Белой «Дверь для принца». Идея пьесы о жизни, взлетах и падениях рок-звезд возникла в кафе, план был набросан тут же на салфетках. Спектакль поставил молодой режиссер Иван Колдаре, которого завсегдатаи театра знают по «Утиной охоте». Музыку для постановки написали рокеры из Латвии, за хореографию отвечает танцевальная компания «Ятеатр».
По понедельникам в театре артисты устраивают поэтические и музыкальные вечера. Поэтическая программа носит символичное название «Свободный понедельник» — зрителям предлагают провести время, свободное от прозы.
В разработке сейчас находится проект для самой юной аудитории — им занимается одна из актрис «АпАРТе», недавно ставшая мамой. Она предложила сделать интерактивные чтения сказок: дети будут слушать интересные истории и создавать к ним иллюстрации.
Совсем скоро театр готовится принять фестиваль La noche flamenca. Он начался 11 лет назад с вечеринки в одном из этно-клубов Москвы. В «АпАРТе» фестиваль проведут впервые. Гостям обещают два концерта: один будет посвящен традиционному фламенко, второй — экспериментальным постановкам с использованием элементов этого танца. Фестиваль пройдет 2 марта на новой сцене.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Троице-Лыково в Строгино