На выставке «Богов античных дивные черты…» представлены предметы из личного собрания коллекционера Ольги Затеевой. 300 экспонатов — живопись, гравюры, скульптуры, веера, изделия из фарфора, кости, серебра и бронзы, созданные европейскими художниками и мастерами XVI–XIX веков, — объединены темой античных мифов.
Собирать образцы западноевропейского искусства Ольга Затеева начала более 20 лет назад. Все началось с вееров, затем к ним добавились гравюры XVIII века, а позже и предметы декоративно-прикладного искусства. Куратор выставки Татьяна Тютвинова называет коллекцию, большую часть которой составляют предметы из кости, уникальной. После запрета торговли резной костью в 1989 году в мире осталось только несколько коллекционеров, собирающих подобные произведения.
Пять наиболее интересных экспонатов выставки — в совместном материале с агентством «Мосгортур».
Полотно Гаспаре Дициани «Аполлон и Пан» занимает центральное место в зале, посвященном богу Аполлону. Венецианский художник XVIII века, представитель позднего барокко, основатель Академии искусств, за свою жизнь успел поработать в разных государствах. Дициани трудился при дворе саксонского курфюрста Августа I Сильного, в папском Риме состоял на службе у кардинала Пьетро Оттобони, был востребовал при дворе Российской империи — например, по заказу Екатерины II художник расписал мифологическими сюжетами потолочные плафоны Китайского дворца в Ораниенбауме.
Дициани был мастером широкого диапазона — он создавал не только фрески и картины, но и, будучи большим поклонником музыки и театра, работал и над декорациями для спектаклей.
Картина «Аполлон и Пан» 1746 года считается одной из лучших работ венецианского периода творчества художника. В основе сюжета — легенда о музыкальном поединке покровителя искусства Аполлона и бога пастушества и скотоводства Пана. Однажды во время прогулки у ручья Пан нашел авлос — флейту богини Афины, сделанную из костей оленя. Афина хотела сыграть на ней на пире богов, но испугалась, что с раздутыми щеками будет выглядеть очень глупо и смешно, и выбросила авлос, наложив на него проклятье. Как только Пан поднес его к губам, авлос сам заиграл красивую мелодию. Не догадываясь о проклятии, Пан предложил Аполлону посоревноваться в исполнительском мастерстве. Состязание он проиграл с позором. Музы и Тмол отдали победу Аполлону за его игру на золотой кифаре. На стороне Пана был только царь Мидас, за что тот и поплатился — разгневанный Аполлон наградил упрямца ослиными ушами.
Богиня Диана была покровительницей охоты, поэтому чаще всего ее изображали с характерными атрибутами: колчаном со стрелами и луком, а также полумесяцем над головой — Диана считалась олицетворением Луны. Чаще всего изображение богини появлялось на охотничьих кубках и рожках. На картинах и декоративных панно в образе Дианы художники XIX века изображали известных дам: актрис, певиц, супруг и дочерей влиятельных людей.
Среди представленных на выставке произведений декоративно-прикладного искусства особенно выделяется маленькое панно-плакетка из слоновой кости. На нем богиня с копьем в руках отправляется на охоту, сопровождаемая верной собакой. Плакетка была создана в 1880-е годы французским мастером-косторезом, работавшим в артели Антонина Топара. Прославившую его имя косторезную мастерскую Топар основал в Париже в 1867 году после участия во Всемирной выставке современных декоративных и промышленных искусств.
Один из самых забавных экспонатов выставки — маленькая потешная кружка «Кузница Гефеста». Сосуд из слоновой кости, серебра и драгоценных камней, выполненный немецкими мастерами во второй половине XIX века, использовали для увеселения гостей. Во время больших торжеств такие кружки преподносили участникам застолья в качестве сувениров.
На костяном корпусе кружки изображен за работой бог-кузнец Гефест, в совершенстве владевший ювелирным делом, ковавший оружие для героев и громы и молнии для своего отца Зевса. Согласно древнегреческим мифам, хромой и уродливый Гефест был супругом богини любви Афродиты, для которой в своей кузнице создавал прекрасные украшения.
Глядя на кружку, не сразу можно догадаться, почему она называется потешной. Дело совсем не в изображенном на ней сюжете, а в том, что у таких сосудов был секрет, чаще всего незаметные отверстия у верхнего края. Зная о подвохе, можно было закрыть их пальцами и спокойно пить, а не зная — облиться напитком на потеху окружающим.
В зале Амура и Психеи собраны предметы искусства, посвященные истории любви земной красавицы и сына Афродиты. Согласно мифу, богиня не смогла смириться с красотой девушки и приказала своему сыну Амуру влюбить Психею в недостойного человека, сделав ее несчастной. Молодой бог, увидев девушку, сам полюбил ее и женился на ней. Обернувшись ветром, он перенес Психею к себе во дворец, куда являлся только ночью. Психея не видела лица супруга, пока однажды не решилась проверить, не чудовище ли он. Разбуженный Амур тут же улетел, а Психея отправилась на его поиски.
История влюбленных со временем приобрела различные толкования в европейской культуре, но самым распространенным считается аллегория странствований души человека, стремящейся навсегда слиться с любовью. Психея — олицетворение души, тогда как Амур — воплощение плотской любви.
Ключевой момент мифа запечатлен на французском гобелене из мастерской Пьера Легуэ. На нем можно увидеть, как красавица с лампой в руках рассматривает лицо спящего Амура. Тканый настенный ковер относится к типу «алентур» (от французского alentour — «обрамление»). Для алентуров характерно размещение изображения в виде медальона на фоне, имитирующем резную золоченую раму.
Гравюра австрийского художника Якоба Шмутцера (1733–1811) «Триумф Нептуна и Амфитриты» продолжает серию историй о богах и их возлюбленных. Бог морей Нептун внушал страх не только отважным мореплавателям, но и морским созданиям — боялась Нептуна и нимфа Амфитрита, которую повелитель воды решил сделать своей женой. Девушка избегала его ухаживаний и не позволяла даже восхищаться своей красотой. После множества попыток расстроенный Нептун отправил к Амфитрите дельфина, чтобы тот рассказал нимфе о его любви и убедил ее стать царицей морей и океанов. Посланник так хорошо справился с задачей, что в награду за согласие девушки был перенесен на небо и превращен в созвездие.
«Триумф Нептуна и Амфитриты» — образец классической гравюры на меди. На произведении, созданном по одноименной картине Питера Рубенса, изображена известная мифологическая сцена: Нептун и его супруга в окружении обитателей морских глубин предстают как порождение стихийных сил природы. Надпись и герб в нижней части листа свидетельствуют о том, что Шмутцер посвятил эту работу Леопольду II, избранному в 1790 году императором Священной Римской империи.