15 мая свой день рождения отмечает самый популярный вид столичного транспорта — Московский метрополитен. Первые 13 станций заработали в 1935 году: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».
За 84 года московское метро значительно выросло. Сейчас в его составе 261 станция, каждый день этими станциями пользуются более 8,5 миллиона человек.
Специально к празднику музей Московского метрополитена организовал выставку. В экспозиции собраны уникальные комплекты форменной одежды от 1935 года до наших дней, головные уборы, знаки различия. Кроме этого, в этот день в музее заработал новый тренажер, который полностью имитирует движение по одной из наиболее востребованных линий метро — Таганско-Краснопресненской.
Особое место на выставке занимают два уникальных портрета. На них изображены отличившиеся работники прошлых лет, или, как их называют специалисты музея, «люди, которые сделали московское метро».
Это классические парадные портреты, написанные в 1969 году. Изображения выдающихся представителей разных профессий вообще были, по словам работников музея, довольно распространены в то время. На первом портрете авторства Людмилы Скубко-Карпас — машинист электропоезда Алексей Белов. Или, как называют его здесь, Алексей Михайлович.
«У него без преувеличения был дар. Это человек, который чувствовал состав спинным мозгом. Все тонкости работы ему давались с легкостью. Более того, он чувствовал неполадки в составе еще на подходе к депо», — рассказывает Константин Черкасский, директор музея.
Алексей Белов пришел работать в метро сразу после Великой Отечественной войны. Он начал с самой обычной должности — работал помощником машиниста, после стал машинистом, затем — машинистом-инструктором, наставником для коллег, был отмечен орденом Ленина и званием Героя Социалистического Труда. До сих пор некоторые сложные участки пути молодые специалисты проходят так же, как это делал их предшественник с портрета.
«Понимаете, метро развивается, меняется система и подвижной состав, но человек настолько предугадал, прочувствовал все это, что до сих пор его методами пользуются. И это прекрасно, что память о нем сохранилась не только в рассказах, но и в живописи», — объясняет Константин Черкасский.
Второй портрет — работа Григория Московченко. На нем изображена женщина в форменном красном берете. Это Нина Черняева (для всех — Нина Евгеньевна), кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ударник коммунистического труда. Почти всю жизнь она проработала на станции метро «Площадь Революции». Начинала контролером в 1945 году, а после дослужилась до дежурного по станционному посту централизации.
«Она не только была профессионалом высокого класса, но и старалась помогать коллегам, была активным общественным деятелем», — рассказывает директор музея.
Картины, созданные ровно полвека назад, долгое время хранились в запасниках музея. Ко дню рождения Московского метрополитена их решили отреставрировать и показать публике.
Полотна попали в руки профессионалов (кстати, тоже работников метро) чуть больше трех месяцев назад. К этому времени холсты на углах истерлись и пошли бахромой, краски потемнели, обветшали оригинальные рамы. Работать реставраторам приходилось практически без перерывов и выходных. Когда добрались до оборота картин, сделали еще одно открытие. На пожелтевшем бумажном прямоугольнике рядом с именем автора обнаружили цену — 800 советских рублей.
«По тем временам это довольно внушительная сумма», — отмечает Константин Черкасский.
Первыми, кто увидел отреставрированные портреты, стали посетители праздничной выставки в музее и центре профориентации метрополитена на станции «Выставочная». После картины займут свое место в постоянной экспозиции.