Александр Сергеевич в лицее, дома и на Черном море. Главные экспонаты выставки «Портреты Пушкина»

17 апреля 2019
Культура

Этим летом исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина выставляет редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.

В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана. Mos.ru и агентство «Мосгортур» рассказывают истории создания ключевых портретов.

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Подросток Александр

Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.

Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Два канонических портрета

Самыми известными изображениями поэта остаются два портрета кисти Василия Тропинина и Ореста Кипренского, написанные после триумфального возвращения Пушкина из ссылки в Михайловском. Оба были сделаны в 1827 году, первый — в начале года в Москве, второй — весной в Петербурге.

В. Тропинин. Пушкин Александр Сергеевич. Этюд к портрету. 1827 год. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Почти одновременное их появление стало событием — публика с удовольствием обсуждала разницу в подходах художников. Оба портрета представлены в экспозиции не в оригиналах, а в репродукциях художников разных лет.

К Тропинину Пушкин обратился сам. Тот показал его в домашней обстановке, в халате, в котором заказчик, скорее всего, не позировал. Карандашный набросок и этюд маслом, сделанные тропининской рукой, показывают процесс работы над шедевром — на этюде еще нет той легкой улыбки, которая появилась потом на портрете. Оба эскиза представлены на выставке.

Кипренский невольно противопоставил «домашнему» поэту Тропинина романтизированного гения со скрещенными на груди руками и статуэткой музы на заднем плане. Довершил этот байронический образ клетчатый шотландский плед через плечо.

Широкую известность работа Кипренского получила благодаря офорту мастера портретной гравюры Николая Уткина, выполненному для поэтического альманаха «Северные цветы на 1828 год». На выставке представлена большая редкость — пробный отпечаток красной краской.

Н. Уткин. С оригинала О. Кипренского. Портрет А.С. Пушкин. 1827 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Профессор гравировального класса Академии художеств не ограничился механической репродукцией живописного оригинала. Отказавшись от музы и романтического тартана, изменив положение рук, Уткин смягчил образ, придал ему камерность. Неслучайно такой вариант портрета стал не только самым тиражируемым, но и, по мнению отца и друзей поэта, самым удачным изображением Пушкина.

Промашка с бакенбардами

В число приятелей Пушкина входили братья-художники Григорий и Никанор Чернецовы. В совместную работу, посвященную поэту, каждый из них вложил то, над чем уже работал ранее.

В сентябре 1820 года Пушкин побывал в Бахчисарае. Впечатления от посещения дворца крымских ханов воплотились в поэме «Бахчисарайский фонтан». На пике ее популярности в тех краях оказался и Никанор Чернецов. Он не мог пройти мимо живописной натуры, которая была у всех на слуху, и вернулся в Петербург с запасом набросков.

Его брат рисовал Пушкина, работая над заказом Николая I — огромным полотном, посвященным параду по случаю подавления Польского восстания. Царь распорядился, чтобы на первом плане были изображены все крупные деятели Российской империи, как бы приветствующие историческое событие. В записях Григория Чернецова сохранилась такая пометка о сеансе портретирования: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною». На эскизе Пушкин в компании Крылова, Жуковского и Гнедича прогуливается в Летнем саду.

Смерть поэта побудила братьев вернуться к своим черновикам — так родилась фантазия «Пушкин в Бахчисарайском дворце». Антураж дворца передал Никанор, Григорий вписал в это изображение фигуру Пушкина, однако допустил промашку: он нарисовал поэта с бакенбардами, которые Пушкин в момент своего крымского путешествия еще не носил.

Г. Чернецов, Н. Чернецов. Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837 год. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Картина «Пушкин в Бахчисарайском дворце», а также литография «Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич» тоже представлены на выставке.

Еще одна коллаборация

Образ Пушкина объединил для совместной работы не только братьев Чернецовых, но и Ивана Айвазовского и Илью Репина.

За полгода до своей трагической гибели Пушкин посетил Академию художеств в Петербурге, где ему представили одного из лучших учеников — 19-летнего золотого медалиста Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем», — вспоминал художник.

И. Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря. 1868 год. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Айвазовский был словно одержим желанием написать своего кумира — он создал целый цикл изображений поэта на фоне крымской природы, насчитывающий более десятка картин. Однако если пейзажная часть, особенно море, получалась у него живо и эмоционально, то на написание Пушкина мастерства у художника не хватало. В конце концов в 1877 году, во время работы над полотном «Прощание Пушкина с Черным морем», знаменитый маринист обратился за помощью к Репину.

«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — так потом Репин, явно скромничая, отозвался о своем вкладе в создание шедевра, который занял свое место в ряду лучших образцов живописной пушкинианы. На выставке рядом с плодом сотрудничества двух мастеров висит и одна из сольных работ пушкинского цикла Айвазовского — «Пушкин на берегу Черного моря».

И. Айвазовский, И. Репин. Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!»). 1877 год. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Выставку «Портреты А.С. Пушкина» можно увидеть до 19 мая.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Мой милый дом» в Доме-музее академика С.П. Королева

1 июня 20231 августа 2025

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies