Актеры из папье-маше. Заглядываем в музей Московского театра кукол

17 ноября 2021
Культура

Московский театр кукол (МТК) — один из самых популярных в столице театров для всей семьи, чьи постановки любят и взрослые, и самые маленькие зрители. За 92 года его существования там показали сотни спектаклей по известнейшим сказкам, среди которых были «Дюймовочка», «Русалочка», «Маша и медведь», «Гадкий утенок», «Двенадцать месяцев» и другие. Они уже вышли из репертуара, а куклы, игравшие там, отправились на пенсию, в собственный «Дом отдыха» — выставочное пространство, которое состоит из двух маленьких комнат. На сцену они больше не выходят — зато встречают в фойе гостей театра. Подробнее о них рассказала Ольга Вереникина, хранитель архива и музея МТК.

Ольга Вереникина. Фото М. Денисова. Mos.ru

Кот и пес, объездившие мир

Раньше кукол из спектакля, вышедшего из репертуара, могли отдать на память артистам-кукловодам. Сегодня такие куклы остаются в театре — их перемещают в запасники. В «Доме отдыха кукол» можно увидеть только часть из них — выставочное пространство позволяет разместить одновременно около 100 кукол. Коллекцию собирают уже не первое десятилетие. Время от времени экспозицию меняют. Сейчас, например, здесь выставлены куклы из постановки «Гуси-лебеди» 1992 года, Русалочка из одноименного спектакля 2007-го, жители птичьего двора из «Гадкого утенка» (2003).

Ольга Вереникина рассказывает: потрогать кукол пытаются почти все посетители, но охотнее к экспонатам тянется не детская рука, а взрослая. Мамы и папы всегда радуются при встрече с персонажем из постановки, которую сами смотрели в детстве. Больше всего радости вызывают самые старые куклы — серый зеленоглазый кот и коричнево-бежевая собачка из спектакля «Каштанка и Слон». Их придумал художник Виктор Платонов для спектакля, поставленного в 1987 году тогдашним главным режиссером театра Леонидом Хаитом.

Спектакль «Каштанка и слон», в котором режиссер соединил рассказы Антона Чехова и Александра Куприна, был визитной карточкой театра много лет. Спектакль проехал по всей Европе, США, Канаде, собирая полные залы. Его показывали также в Южной Корее — причем на сложном корейском языке. Главным элементом спектакля, неизменно вызывавшим восторг зрителей и на гастролях, и в Москве, был слон — огромный, совсем как настоящий, он выходил в финале и срывал бурные овации. Как сложилась судьба гигантской куклы и где она находится сейчас, к сожалению, неизвестно.

История Московского театра кукол начинается в 1930 году. Тогда он назывался Театром детской книги, его создатель Виктор Швембергер ставил бесплатные спектакли, прививающие детям любовь к искусству. Главным героем большинства постановок был беззаботный весельчак Петрушка. Свое современное название театр получил в 1954-м. Спустя еще несколько лет он переехал в здание на Спартаковской улице, где находится и сейчас. Традиция ставить спектакли по детским сказкам сохраняется и сегодня, однако репертуар значительно расширился — тут показывают в том числе и постановки для взрослой аудитории.

Подарить голос и движение

Работа над спектаклем начинается в мастерской. Сначала художник обсуждает с режиссером внешний вид персонажа, создает эскиз. На начальном этапе изготовление всех персонажей одинаково — отливается объемная гипсовая форма, на которой лепят куклу из папье-маше. Затем начинаются различия — например, некоторые герои требуют изготовления специальных механизмов, которые вставляют внутрь. В конце кукол обтягивают тканым материалом и красят. Кукол также могут создавать из дерева, поролона, картона или других материалов — в зависимости от идеи художника.

Каждая кукла требует своего подхода. Есть куклы в человеческий рост — такие как Баба-яга из сказки «Гуси-лебеди» (1992) — их сложно удержать руками, поэтому актер крепит их к себе за пояс. Таких кукол называют паркетными — это разновидность планшетных кукол, которые двигаются по настилу сцены, планшету. Планшетные куклы могут быть и небольшими — ими актеры управляют, держа за специальные ручки или петли, прикрепленные к голове куклы и ее конечностям.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Тростевые куклы (с тростями, крепящимися к кистям рук) требуют не меньшей сноровки. Одной рукой актер управляет головой (как правило, при помощи гапита — специального механизма в теле куклы), другой — работает с тростями. Двух рук иногда недостаточно — для выполнения сложных движений на помощь приходит второй актер (в некоторых случаях — и третий). Иногда, чтобы придать жестам героя больше выразительности, в запястья на место суставов вставляют специальные кожаные ленты, которые позволяют поворачивать ладони. Такие, например, есть у тростевых кукол из «Аленького цветочка», а также у многих планшетных.

Работа актера не ограничивается только тем, чтобы управлять куклой, — за нее нужно еще и говорить. Бывает, что актер играет двух героев. В «Гадком утенке» 2003 года, например, одна из актрис была и тетушкой заглавного героя, и одним из утят — когда первая скрывалась за кулисами. В таком случае желательно, чтобы два героя, которых играет один актер, не оказывались на сцене одновременно — считается неправильным, если артист говорит сам с собой.

Режиссерские решения

Возможности куклы не безграничны — некоторые сцены требуют от героя более богатой палитры эмоций, движений. В таких случаях режиссер прибегает к так называемому живому плану — когда человек играет персонажа в точно таком же костюме, как и у куклы. Так было, например, в постановке «Снежная королева», созданной режиссером Людмилой Макеевой в 2007 году. Длинное голубое платье с элегантным жабо, накидкой и венецианской маской придумал художник Андрей Тимошенко. Чтобы вернуться к управлению куклой, актриса накидывала на себя черный плащ с капюшоном, скрывающим лицо.

Фото М. Денисова. Mos.ru

От чудища в «Аленьком цветочке», поставленном в 1999 году Вячеславом Крючковым, сегодня осталась одна голова. Дело в том, что его туловище представляло собой большой элемент декорации, которую венчала страшная морда. На сцене появлялась скала, которая оживала, обрастая лапами и головой чудища. Автор такого решения — заслуженный художник России Виктор Никоненко.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Каждая кукла уникальна, у нее только одна роль. Но иногда в спектакле могут быть задействованы ее копии — бегающие, прыгающие, летающие. В постановке «Гуси-лебеди» 1992 года, например, использовали сразу две пары прекрасных лебедей. Одна из них, расправив крылья, в финале взмывала в небо. Сейчас эта пара живет в «Доме отдыха».

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies