Николай Сличенко был художественным руководителем цыганского театра «Ромэн», актером, режиссером и педагогом. Его имя сохранится не только в истории отечественного театра и кино, но и в сердцах людей — преданных зрителей и актеров, которые учились у него.
Николай Алексеевич родился 27 декабря 1934 года в большой цыганской семье, где, кроме него, воспитывались еще четверо детей. Он был совсем маленьким, когда началась Великая Отечественная война. Он рассказывал, что одно из самых страшных воспоминаний детства — смерть отца, его расстреляли на глазах у родных.
После войны семья переехала в Воронежскую область. Уже тогда мальчик начал проявлять способности к пению и танцам. Время шло. «Талант», — не переставали восхищенно повторять родные и друзья. Узнав, что в Москве есть «Ромэн» — единственный в мире профессиональный цыганский театр, семья решила, что мальчик непременно должен там оказаться. В возрасте 16 лет Николай отправился покорять большой город.
«Получил благословение мамы и дедушки — и отправился в путь. Ехал с мыслями лишь о театре. Не думал о том, где буду жить, как встретит столица, не пугала неизвестность», — писал он позже в своей книге «Родился я в таборе».
Сначала брать в «Ромэн» юношу не хотели, комиссию он не впечатлил. Сличенко уже приготовился было ехать обратно, но Сергей Шишков попросил его остаться. Один из самых видных артистов труппы настоял на том, чтобы Сличенко приняли, — Шишкова заворожил тембр его голоса.
Ему давали маленькие, незначительные роли, но он не отчаивался, считая, что уже само по себе нахождение в этом театре — отличная школа. Он учил тексты других актеров, играющих главные роли, перенимал их манеру держать себя на сцене.
Первую большую роль ему доверили уже через год в спектакле «Четыре жениха». Здесь не обошлось без Сергея Шишкова, его доброго покровителя, который согласился сказать руководству, что внезапно заболел, чтобы Сличенко, давным-давно знавший слова наизусть, смог бы себя показать. Их небольшая авантюра удалась: в тот вечер Николаю, блестяще справившемуся с ролью Лексы, рукоплескал весь зал.
Теперь недостатка в интересных ролях не было. Сличенко играл Марко в «Дочери шатров», Чанго в «Сломанном кнуте», Василя в «Цыганке Азе», участвовал во многих других постановках.
Николаю Сличенко было мало просто играть — он хотел обязательно постичь самые азы выбранной профессии. Поэтому вскоре подал документы в ГИТИС на режиссерский факультет. Совмещать работу с учебой было тяжело, но молодой человек справлялся. Долгожданный диплом он получил в 1972-м, его дипломная работа — «Грушенька» по повести «Очарованный странник» Николая Лескова.
В театре «Ромэн» он поставил спектакли «Мы — цыгане», «Графиня-цыганка», «Непоклонов», «Огненные кони» и многие другие. В свои постановки он часто включал песни и танцы. Пробовал себя и в кино: его можно увидеть в фильмах «Олеко Дундич», «Трудное счастье». В 1967 году на экраны вышла картина «Свадьба в Малиновке», где Сличенко сыграл Петрю Бессарабца. Эта работа сделала его звездой в масштабах страны.
Еще Николай Алексеевич пел со сцены цыганские песни, многие из которых знал с детства. Публика очень любила его концерты.
В 1977 году Николай Сличенко стал художественным руководителем и главным режиссером театра. Еще через год в Музыкальном училище имени Гнесиных открылась студия, где артистов готовили специально в «Ромэн». Сличенко стал там преподавателем. А позже, уже в 2005-м, поспособствовал открытию цыганского национального курса в Театральном институте имени Щукина.
В 1981 году его удостоили звания народного артиста СССР, но это далеко не единственная его награда. Всего он получил их более 20, среди них премия Правительства Российской Федерации за спектакль «Мы — цыгане», орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Николая Алексеевича не стало 2 июля, он скончался в Москве в возрасте 86 лет. До тех пор пока позволяло здоровье, он продолжал ставить спектакли и выступать на сцене.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России