Основатель группы «Звуки Му», актер и создатель собственных моноспектаклей Петр Мамонов родился в 1951 году. Он вырос в Большом Каретном переулке, в том же дворе, где когда-то жила еще одна легенда — Владимир Высоцкий.
Тот факт, что их сын — личность творческая и неординарная, родители поняли очень быстро. Интеллигентных отца-инженера и мать-переводчицу то и дело вызывали в школу, где Петр «устраивал цирк», как выражались учителя.
Безобразия прекратились в старших классах, когда Мамонов увлекся музыкой. Вместе с приятелями он даже создал группу, перепевавшую песни старших зарубежных коллег, о которых в 1960-е годы говорили все, — The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin. Любил он и джаз, и блюз. Слушал Рэя Чарльза, Айка Тернера, Майлса Дэйвиса и других. Пластинками его снабжал отчим друга, занимавший высокую должность и имевший право выезда за рубеж.
Какое-то время Петр примыкал к движению хиппи, пацифистские взгляды которых, впрочем, не мешали ему участвовать в драках. В одной из них он получил серьезное ранение в области груди — врачам пришлось серьезно потрудиться, чтобы его спасти. Сам он рассказывал в интервью, что перенес тогда клиническую смерть.
В 1979 году, после учебы в полиграфическом техникуме, Мамонов поступил в Московский полиграфический институт, но так его и не окончил. Это было время, о котором он не любил впоследствии говорить с журналистами. Работал грузчиком, корректором, наборщиком, лифтером, кочегаром.
В начале 1980-х Петр всерьез занялся музыкой. Сначала группа включала в себя только его и брата Алексея, но потом к ним присоединились клавишник и бас-гитарист. Так в 1983 году появилась группа «Звуки Му». Поначалу коллектив выступал на квартирниках, небольших площадках. В 1984 году «Звуки Му» дали концерт в небольшом (на 300 зрителей) актовом зале спецшколы № 30, в которой когда-то учился лидер группы.
Состав часто менялся. Музыканты уходили, не выдерживая напряжения. Мамонову недостаточно было играть просто хорошо, ему требовался идеальный результат. Тем не менее группа много выступала. В середине 1980-х «Звуки Му» съездили в Латвию, выступили на крупном фестивале «Движение в сторону весны», после которого музыканты таких групп, как «Кино» и «Аквариум», признали, что коллектив Мамонова блистателен.
Настоящий успех пришел с перестройкой. Постоянные концерты, гастроли, поклонники, фестивали стали заметной частью жизни группы. В 1988-м записали сразу два альбома: «Простые вещи», куда вошли ранние песни, и «Крым», в котором были уже совершенно новые композиции.
На «Звуки Му» обратил внимание британский композитор Брайан Ино, работавший с Дэвидом Боуи, Элвисом Костелло, Полом Саймоном, группой U2 и другими всемирно известными музыкантами. С коллективом он познакомился почти случайно — это произошло во время первого приезда композитора в СССР. Ино предложил им контракт на выпуск альбома. Пластинка «Звуки Му» (Zvuki Mu) вышла в 1989 году в Англии, а группа отправилась на гастроли в Европу.
«Звуков Му» больше не будет — с такой новостью коллектив вернулся на родину. Мамонов решил сократить коллектив до двух участников — себя и брата. Новая группа получила название «Мамонов и Алексей». В 1990-м Петр основал свою студию звукозаписи «Отделение Мамонов», нацеленную на помощь начинающим музыкантам. Она проработала около двух лет.
«Звуки Му» вскоре были возрождены, но уже с другим бас-гитаристом и барабанщиком. Музыканты выпустили альбом «Грубый закат», но Мамонов все больше тяготел к сольному творчеству. Однажды в середине 1990-х он уехал в деревню, где записал альбом «Жизнь амфибий, как она есть». В дальнейшем создал еще несколько альбомов практически в полном одиночестве.
Постепенно страсть к музыке начала отходить на второй план, уступив место актерству. В кино Мамонов дебютировал в 1988-м небольшой ролью в картине Рашида Нугманова «Игла». А в 1990-м он сыграл главную роль — саксофониста Алексея Селиверстова в драме Павла Лунгина «Такси-блюз». Позже режиссер рассказывал, что фильм во многом родился из его знакомства с Мамоновым, сценарий был написан специально под него. Картина получила приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.
Главный успех Мамонову-актеру принесла роль в еще одном фильме Лунгина — картине «Остров» (2006). Он сыграл монаха Анатолия, который уже много лет пытается замолить свой грех — расстрел товарища во время войны. Режиссер вспоминал, что Мамонов, который к тому моменту принял православие, больше играл себя, чем персонажа. И публика, и критика тепло приняли фильм — он завоевал несколько престижных наград, среди которых «Ника» и «Золотой орел».
В начале 1990-х Мамонов начал играть на сцене Московского драматического театра имени Станиславского (сейчас — «Электротеатр Станиславский»). Тогда же попробовал себя в качестве режиссера, поставив вместе с Олегом Бабицким и Денисом Бургазлиевым спектакль «Лысый брюнет». Позже он начал ставить здесь моноспектакли, в которых сам играл. Его постановка «Есть ли жизнь на Марсе?», основанная на пьесе Антона Чехова «Предложение», не выходила из репертуара несколько лет. Огромной популярностью пользовался его моноспектакль «Как я читал святого Исаака Сирина».
В 2010-х Мамонов продолжал писать стихи, поставил новый моноспектакль «Дед Петр и зайцы», снимался в кино, выступал с группой «Совершенно новые Звуки Му». В 2019 году он попал в больницу с инфарктом. Ему сделали две операции на сердце, но уже через три месяца он снова выступал на сцене.
Петра Николаевича не стало 15 июля — он скончался в возрасте 70 лет в одной из московских больниц.