В 1775 году Екатерина Великая решила построить новую резиденцию под Москвой. Эту затею императрица поручила своему придворному архитектору Василию Баженову. Зодчий создал проект, который сочетал в себе готику, классицизм, московское барокко и древнерусские традиции. Уже через год, в 1776-м, началось строительство царицынского ансамбля. Хорошо сохранились до наших дней и прекрасно передают атмосферу сказочного баженовского городка царицынские мосты.
Отправляемся в небольшое путешествие в сопровождении старшего научного сотрудника музея-заповедника «Царицыно» Павла Ермолова, который расскажет об истории создания мостов и их архитектурных особенностях.
«В Царицыне хорошо сохранились два баженовских моста: Фигурный и Большой мост через овраг. Есть другие, но они построены позже разными архитекторами. В классическом понимании мосты — это сооружения через водные преграды. Таких в “Царицыне” нет. Большой мост через овраг, как следует из его названия, перекинут через овраг, ручеек в котором периодически полностью пересыхает. Фигурный мост проходит над дорогой, поэтому, строго говоря, больше подходит под определение путепровода. Но назвать его так язык не поворачивается, ведь это прекрасная фантазийная архитектура XVIII века. С одной стороны, это мост, с другой — триумфальная арка. Это любимая баженовская игра разными смыслами», — рассказывает Павел Ермолов.
Фигурный мост с высокими башенками и стрельчатыми проемами — одно из самых ранних сооружений царицынского ансамбля. Его строительство началось в мае 1776 года. Название моста появилось в середине XIX века, возможно, по аналогии с Фигурными воротами в конце Березовой перспективы, подходящей к мосту. Сам Баженов называл его в записке к докладу Екатерине II «мост на приезде с плотины».
Сооружение было обозначено на знаменитом баженовском гризайле — плане фасадов будущей резиденции. Причем на этом изображении он очень похож на тот, что был создан некоторое время спустя. Как и все баженовские постройки, Фигурный мост выполнен в фантазийном готическом стиле XVIII века, сам автор называл его «нежной готикой». Его отличают резные карнизы и ромбовидные накладки, колонки и пирамидки.
«Обратите внимание на круглые крепостные башни — такие мощные, импозантные, с зубчиками, — говорит Павел Ермолов. — Это аллюзия на позднюю средневековую итальянскую архитектуру и на Московский Кремль, который, кстати, в XVIII веке воспринимался как готика. Когда мы проходим по мосту и внимательнее присматриваемся к башням, то понимаем, что все это декорация и игра: башенки разрезаны на половинки и никакого фортификационного значения не несут. Раньше в них высаживали растения в кадках, это была садово-парковая, чисто развлекательная затея. Я считаю, что это одна из самых удачных построек великого зодчего».
Деревья в кадках на мосту поставили еще во время строительства сооружения — в 1777 году. А летом 1778 года был возведен северный пандус — спуск с моста в сторону церкви. Архитектор называл его «ипотенуза». Это очень изящная галерея с высокими арочными стенками и тремя парами декоративных башенок, которые воспроизводят то ли пинакли, то ли фиалы, характерные для готической архитектуры, а кому-то даже напоминают фейерверки своим белокаменным декором.
Как и остальные постройки «Царицына», мост выполнен из красного кирпича и белого камня. Хотя в описях 1859 и 1886 годов были зафиксированы многочисленные выкрошки, в целом мост сохранился в хорошем состоянии благодаря высокому качеству строительных материалов. Он активно эксплуатировался, особенно в дачный сезон, жители Царицына любили прогуливаться по этому сказочному сооружению.
Мост изображен на целом ряде открыток XIX века. Он вошел и в современную геральдику: с 2000 года Фигурный мост можно увидеть на гербе Южного административного округа.
В 1985 году коллектив архитекторов-реставраторов под руководством Изольды Рубен разработал проект реставрации. Целый ряд организаций обследовал сооружение. В итоге установили значительные утраты декоративных деталей, выкрошку кладки, некоторое повреждение даже конструктивных элементов, полную утрату двух столбов с южной стороны. В 1988 году прошла реставрация моста, в которой вместе с объединением «Союзреставрация» приняли участие польские специалисты фирмы PKZ. Они восстановили и укрепили все конструктивные элементы, проржавевшие металлические связи внутри кладки, утраченные элементы декора. После этого мост еще дважды реставрировали и чинили: в 1992-м и в 2006–2007-х. Тогда на северном спуске было увеличено количество ступеней. Это значительно уменьшило уклон, из-за которого в зимнее время спуск был неудобным и даже опасным.
Одно из главных сооружений царицынского ансамбля — парадный 80-метровый Большой мост через овраг — считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века. При своих габаритах он кажется легким и воздушным благодаря арочным пролетам.
Строительство началось в 1778–1779 годах, но вскоре было приостановлено на пять лет. Дело в том, что на дне оврага открылось множество источников и воды постоянно размывали фундаменты. «И для того чтобы этот мост укрепить, под фундаменты было забито более двух тысяч свай! Представляете себе? На это были потрачены практически все отпущенные средства», — рассказывает Павел Ермолов.
В 1784 году начался второй этап строительства, из хорошевского белого камня (по названию бывшего подмосковного села Хорошево, где он добывался) был сложен цоколь, из кирпича выложены под карнизом устои и арки моста. Сооружение было почти готово, не хватало только парапета. Генерал-губернатор Москвы и Петербурга Яков Брюс сообщал Екатерине II свои впечатления после осмотра «зделанного акедюка (акведука. — Прим. mos.ru), который имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима».
Неудивительно, что мост своей грандиозностью напомнил вельможе знаменитые древнеримские акведуки — выдающиеся инженерно-архитектурные сооружения своего времени, представлявшие собой арочные мосты для подачи воды в города.
«Большой мост через овраг представляет собой мощную кирпичную аркаду. Центральная часть выделена высокими стрельчатыми арками и пучками готических тонких колонн. Этот карниз напоминает портал готического собора, чем-то он даже похож на знаменитый собор Парижской Богоматери. Фасады моста щедро украшены своеобразными декоративными элементами из белого камня: волнистыми лучами, полукруглыми арками, цепочками мелких деталей — кругов, крестов, ромбов — и краснокирпичной фигурной кладкой, — объясняет Павел Ермолов. — Считается, что здесь Баженов использовал декоративные элементы, свойственные русскому народному искусству: треугольные и ромбические пояски, напоминающие традиционный древнерусский узор».
В июне 1785 года Василий Баженов попал в опалу и был отстранен от строительства Царицына, а после смерти Екатерины II работа над резиденцией и вовсе прекратилась. В начале XIX века под руководством архитектора Ивана Еготова — ученика Баженова — были достроены боковые части моста, уложено дорожное покрытие и завершен кирпичный парапет с башенками-столбами.
Несмотря на то что в течение XIX века мост ветшал и разрушался, он долгое время использовался. С конца XIX века и до 1975 года по нему проходила трасса Царицынского шоссе. В ходе Великой Отечественной войны здесь проезжал тяжелый грузовой транспорт, даже танки. Конечно, боковые парапеты и башенки были частично утрачены, в послевоенное время там сохранились только фрагменты парапета. К 1980-м обрушилась проезжая часть моста над арками, были уничтожены многие декоративные детали фасадов.
Во время нескольких масштабных реставраций (1985–2007 годы) были восстановлены рухнувшие проезды над арками и парапет, реконструированы декоративные элементы. Сегодня облик Большого моста над оврагом соответствует варианту начала XIX века.
Также в «Царицыне» есть несколько менее известных и более поздних мостов. Например, Оранжерейный мост «на церковном рву». Он был построен не позднее 1828 года рядом с оранжерейной плотиной в хозяйственных целях — для сообщения с территорией, на которой располагались оранжереи и сады. Оранжерейный тоже выполнен в баженовской стилистике: из красного кирпича, с декорированным белым камнем глухим парапетом. Мост украшают полукруглые быки (выступы опор моста) с одной стороны, а с другой — кирпичные контрфорсы.
На окраине исторического царицынского парка можно найти еще три мостика: Большой Гротесковый, Малый Гротесковый и Третий Гротесковый. Гротеском (или гротесковым) назывался грубо отколотый камень. Все эти мосты были декорированы таким камнем белого цвета — отсюда и название. Впрочем, сами они красные, как и все сооружения царицынского ансамбля.
Первоначально исследователи относили их к наследию Баженова, но затем были найдены документы, из которых стало ясно, что они тоже построены по проекту Ивана Еготова. Мосты были частью «романтических затей», сооруженных в глухих оврагах и у подножий холмистых берегов Верхнего Царицынского пруда.