Для человека летняя пора ассоциируется с отдыхом и отпусками, но у птиц, особенно перелетных, — это самый напряженный сезон. Им нужно успеть совершить долгое путешествие, обустроить гнездо, вывести и выкормить птенцов, научить потомство летать и только потом отправиться в непростой обратный путь. Пережидать холода перелетные птицы будут в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Европы и в южных регионах России.
На природных территориях Москвы в разные периоды года можно встретить около 270 видов пернатых, а около 100 из них можно встретить только летом.
«Летом в наших широтах и севернее пропитания гораздо больше, чем на юге. Особенно это касается мелких воробьиных птиц, которые выкармливают свое потомство насекомыми. Чтобы вырастить птенцов — а у каждой пары птиц это шесть, семь, восемь ртов, иногда даже больше, — им нужны более богатые кормом места, и это повод улететь. К тому же в наших широтах летом световой день намного длиннее, даже чем на черноморском побережье. Кроме того, птицы стараются вернуться именно в те места, где сами появились на свет» — поясняет Светлана Подвинцева, специалист ГПБУ «Мосприрода».
О том, какие перелетные птицы гнездятся в столице, кого из них можно увидеть невооруженным глазом и почему осенью им предстоит покинуть насиженные места, — в материале mos.ru.
Пеночка, крапивник, королек и другие небольшие птички весом менее 10 граммов любят гостить в Москве летом, но часто остаются незамеченными, так как предпочитают селиться в густых зарослях.
«Маленьких певчих птиц увидеть непросто, они ведут скрытный образ жизни, прячутся в кустарниках или кронах деревьев. Но зато их можно услышать: если знать, как поет птица, легко различить ее голос в общем хоре», — отмечает Светлана Подвинцева.
Самые крошечные (с размахом крыльев до 22 сантиметров) певцы столицы — пеночки, на природных территориях можно найти несколько их видов: весничку, трещотку, зеленую и пеночку-теньковку. Специалисты различают этих птиц по голосам: у одних — это короткая характерная трель, у других — громкие, отрывистые, часто чередующиеся звуки. Также во всех лесопарках широко распространены дрозды, мухоловки, соловьи, варакушки. А в некоторых московских парках селятся крапивники, которых называют орешками из-за небольшого размера и округлой формы тела.
Еще в крупных зеленых зонах столицы обитает несколько видов камышевок: болотная, садовая, камышевка-барсучок, а также занесенные в Красную книгу Москвы тростниковая и дроздовидная. Камышевки — неприметные птички, напоминающие воробьев. Они питаются мелкими насекомыми, а гнездо в форме чашечки строят на вертикальных стеблях растений. Уже в августе вместе с подросшим потомством камышевки отправятся в Индию.
В комплексном заказнике «Зеленоградский» в этом году поселился редкий малый зуек, который выбирает столичную «прописку» редко. У него примечательная внешность: желтый ободок вокруг глаз, а поперек головы — темная полоса перьев, как маска у супергероя. Здесь же можно встретить и чибисов — небольших птиц, которых легко узнать по длинному хохолку. Они предпочитают устраивать гнездо прямо на земле на открытых пространствах. Если над головой начинает кружить птица с длинным клювом и хохолком, а ее крик похож на зов «Чьи вы?», следует повернуть в другую сторону — рядом находится гнездо. Кстати, чибисов замечали и в Битцевском лесу.
В комплексном заказнике «Зеленоградский» поселился краснокнижный зуекНа природные территории Москвы вернулись чибисы
На прудах и озерах столичных лесопарков изредка гнездятся крупные перелетные красноголовые нырки и кормятся серебристые чайки. А вот кряквы живут на всех крупных водоемах столицы — этих птиц горожане обычно опознают как уток. На самом деле это перелетный вид, но им настолько комфортно в Москве, что почти вся популяция остается здесь зимовать.
Водоплавающие птицы, такие как чомга, камышница или хохлатая чернеть, часто не скрываются от человека, а некоторые из них даже специально подплывают ближе к берегу. Может показаться, что птицы голодны и их следует накормить. Однако делать этого не надо: летом у пернатых достаточно пищи, они способны выжить самостоятельно.
Оценить грацию хищных перелетных птиц можно на открытых пространствах. Например, в Измайловском, Москворецком лесопарках, Битцевском лесу и долине реки Сетунь гнездится пустельга — маленький сокол. По размеру он чуть больше голубя, перья имеет коричневого цвета с мелкими темными крапинками, а оперение на голенях выглядит так, будто птица одета в штаны.
Одна из самых распространенных птиц — скворец. Вопреки популярному заблуждению, он не подходит для домашнего разведения, однако вид уже привык к людям, и встретить его можно и в центре города, и в лесопарке, и в сквере возле дома. Это небольшой представитель пернатых с темным оперением, тонкими крыльями и заостренным клювом.
Светлана Подвинцева подчеркивает, что обычно ареал перелетных видов не ограничивается только одной зеленой территорией или одним конкретным водоемом. Поэтому найти пернатых путешественников можно в самых разных уголках Москвы.
«На самом деле все зависит от размеров природных территорий: чем крупнее лесопарк, тем больше там видовое разнообразие, и наоборот. Если на природной территории есть и отрытые пространства, и водоемы, и участки, поросшие деревьями, естественно, там обитает больше разных птиц», — объясняет специалист.
Первыми уже в конце августа Москву покинут стрижи и ласточки. Эти птицы кормятся на лету насекомыми, которые пропадают с первыми холодами. В сентябре поднимутся на крыло пернатые, которые не способны изменить свой рацион и добавить в него растительную пищу, — мухоловки и славки. А вот, например, дрозд-рябинник и чомга с «воротником» из перьев, которая известна как большая поганка, могут улететь только в начале ноября.