«Старинная японская фотография и гравюра» в «Мультимедиа-арт-музее» – события на сайте «Московские Сезоны»
Событие завершено
16+
18 мая17 июня 2018

«Старинная японская фотография и гравюра» в «Мультимедиа-арт-музее»

«Мультимедиа-арт-музей» (МАММ) представляет выставку «Старинная японская фотография и гравюра». В экспозиции более 100 японских раскрашенных фотографий. Их дополняет подборка из около 50 гравюр прославленных мастеров (Китагавы Утамаро, Кацусики Хокусая, Утагавы Хиросигэ и других авторов), а также элементы предметного мира (ширмы и кимоно) из коллекции Государственного музея Востока.

За более чем 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Начало этой коллекции было положено в 1998 году. Сегодня это одна из крупнейших в Европе коллекций. Раскрашенная фотография — особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства.

После длительной самоизоляции эпоха Мэйдзи стала переломным периодом в японской истории. Она определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века — в эпоху, богатую на важные политические события и научные открытия. Фотография в то время пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов создаются первые фотоизображения императора-реформатора Муцухито и его супруги. Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Фотография пришла в Японию с Запада еще в 1840-е годы. Однако ранние опыты в светописи, предпринятые приезжими и местными энтузиастами в последующие годы, были эпизодическими и непоследовательными.

Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. Его определили такие западные мастера, как англичанин итальянского происхождения Феличе Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898). Начинания европейских учителей активно продолжали японские фотографы Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамуро Кодзабуро (1856–1923) и Огава Кадзумаса (1860–1929).

В работах 1880–1890-х годов можно увидеть, прежде всего, следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты. По подсчетам исследователей, за вторую половину XIX века было создано более 200 тысяч снимков Японии. Спрос на раскрашенную фотографию был настолько высок, что он породил целую развитую индустрию и серьезный бизнес. Фотографии часто объединялись в альбомы и служили сувенирами, навевавшими воспоминания о совершенной поездке или удовлетворявшими интерес к далекой загадочной стране.

В то же время и европейские мастера, и наследовавшие им японские фотографы не могли не считаться с местной традицией — японская визуальная культура явно или неявно проступала на снимках. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы — все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке. Название жанра переводится с японского как «картины преходящего мира». Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мэйдзи поразительно созвучно фотографии — оба искусства тиражные, в них присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику. Вдохновение для сюжетов авторы искали в многообразии городской жизни. Фотографии, представленные на выставке, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом. А раскрашены эти фотографии были не полностью, как это было зачастую принято на Западе, а частично — не ради острого натурализма, но для расстановки визуальных акцентов. Краски выгорают медленнее, чем сама фотографическая печать, так что раскрашенные части отпечатков могут сегодня показаться слишком яркими.

«Мультимедиа-арт-музей» (МАММ) представляет выставку «Старинная японская фотография и гравюра». В экспозиции более 100 японских раскрашенных фотографий. Их дополняет подборка из около 50 гравюр прославленных мастеров (Китагавы Утамаро, Кацусики Хокусая, Утагавы Хиросигэ и других авторов), а также элементы предметного мира (ширмы и кимоно) из коллекции Государственного музея Востока.

За более чем 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Начало этой коллекции было положено в 1998 году. Сегодня это одна из крупнейших в Европе коллекций. Раскрашенная фотография — особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства.

После длительной самоизоляции эпоха Мэйдзи стала переломным периодом в японской истории. Она определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века — в эпоху, богатую на важные политические события и научные открытия. Фотография в то время пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов создаются первые фотоизображения императора-реформатора Муцухито и его супруги. Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Фотография пришла в Японию с Запада еще в 1840-е годы. Однако ранние опыты в светописи, предпринятые приезжими и местными энтузиастами в последующие годы, были эпизодическими и непоследовательными.

Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. Его определили такие западные мастера, как англичанин итальянского происхождения Феличе Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898). Начинания европейских учителей активно продолжали японские фотографы Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамуро Кодзабуро (1856–1923) и Огава Кадзумаса (1860–1929).

В работах 1880–1890-х годов можно увидеть, прежде всего, следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты. По подсчетам исследователей, за вторую половину XIX века было создано более 200 тысяч снимков Японии. Спрос на раскрашенную фотографию был настолько высок, что он породил целую развитую индустрию и серьезный бизнес. Фотографии часто объединялись в альбомы и служили сувенирами, навевавшими воспоминания о совершенной поездке или удовлетворявшими интерес к далекой загадочной стране.

В то же время и европейские мастера, и наследовавшие им японские фотографы не могли не считаться с местной традицией — японская визуальная культура явно или неявно проступала на снимках. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы — все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке. Название жанра переводится с японского как «картины преходящего мира». Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мэйдзи поразительно созвучно фотографии — оба искусства тиражные, в них присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику. Вдохновение для сюжетов авторы искали в многообразии городской жизни. Фотографии, представленные на выставке, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом. А раскрашены эти фотографии были не полностью, как это было зачастую принято на Западе, а частично — не ради острого натурализма, но для расстановки визуальных акцентов. Краски выгорают медленнее, чем сама фотографическая печать, так что раскрашенные части отпечатков могут сегодня показаться слишком яркими.

Поделиться
Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies