Репертуар, реквизит и вдохновение: как создавалось искусство в годы Великой Отечественной войны – события на сайте «Московские Сезоны»
Событие завершено
0+
4 – 10 мая

Репертуар, реквизит и вдохновение: как создавалось искусство в годы Великой Отечественной войны

Когда началась Великая Отечественная война, у музыкантов, актеров, драматургов и композиторов появилась новая миссия – доставить культурные развлечения прямо к землянкам и окопам, чтобы солдаты могли хотя бы ненадолго позабыть о горестях и лишениях. 

Спектакли и концерты проводились всюду – от городов и сел, куда пришла война, до передовой, от госпиталей до военных кораблей. Порой они проходили в нескольких сотнях метров от горячих точек. Известны случаи, когда на окраинах освобожденного от захватчиков города еще продолжались бои, а в его центре уже шли представления. Расскажем, как именно деятели искусств вносили свой вклад в дело Победы.

Они ставили «Анну Каренину» в землянках 

Представьте обстановку салона княгини Бетси из «Анны Карениной», состояющую из одной табуретки, снарядного ящика и актеров, ожидающих выхода на сцену под плащом-палаткой. Это – фронтовой театр: самодельные декорации, земляной пол вместо сцены и самая требовательная и самая благодарная в мире публика. 

Концерты и спектакли проводили в землянках, на военных кораблях, в лесах, в окопах и в госпиталях. И так – до Берлина, где сценой стало крыльцо дымящегося Рейхстага. Декорации на фронте – это отдельный вид искусства. Театральные постановки приходилось серьезно перестраивать, адаптируя под новые площадки. Одно дело – поставить современную пьесу, скажем, «Парень из нашего города» Симонова, а совсем другое – когда в программе древнерусская «Повесть о Фроле Скобееве» или «Осада Лейдена» про Средние века. Это непростая задача даже для Большого театра. Нужны были новые решения, и фронтовые бригады их находили. С помощью аппликаций и холстов они превращали наставленные друг на друга ящики для реквизита в средневековые башни, праздничные терема и беседки. Еще были сборные декорации, изобретение сценографа Александра Васильева.  Они состояли из вертикальных стоек высотой 2,6 метра – чтобы до верха можно было дотянуться, стоя на табурете, и поперечных балок. П-образную арку затягивали полотном – и вот у сцены появлялся фон! 

Нелегко приходилось с одеждой актеров и реквизитом. Однажды артисты театра миниатюр «Огонек» сшили себе необычные костюмы, из-за которых жители местного села приняли их за иностранных военнопленных и забросали комьями земли. Известная актриса Нина Сазонова, выступавшая от фронтовой бригады Центрального театра Красной армии, невольно привлекла внимание немецких бомбардировщиков. Она, а также ее напарница Тося Романова, выступали в ярких сарафанах – их и заметили с воздуха. В темноте играющие спектакль артисты могли освещать друг друга фонариками. А иногда им приходилось выступать шепотом.

Они проводили концерты на грузовиках

Чаще всего площадкой для концертов служил грузовик с откидным кузовом. Во время выступлений он был сценой, во время переездов – транспортным средством. Обычно концерт длился полтора часа. Ставили много классики, особенным успехом пользовались комедии Островского «Не все коту масленица», «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и «Женитьба Белугина». Еще красноармейцы очень любили патриотические пьесы Симонова «Русские люди», «Так и будет», «Парень из нашего города» – про войну, жизнь и смерть. Поставить целый спектакль на фронте удавалось не всегда, и тогда актеры развлекали солдат сценками и скетчами. Одной из популярных инсценировок была «Девушка с характером» Ардова – комедия о противостоянии лучшей работницы зверосовхоза и директора-бюрократа. И конечно, артисты пели. Песни были торжественными («Священная война»), эмоциональными («Давно мы дома не были») и жизнелюбивыми («Смуглянка»). Часто на концертах солдаты сами выходили и читали стихи в память о своих друзьях, погибших на войне. В такие минуты концерт становился больше, чем просто развлечением – он давал возможность поделиться чувствами и найти поддержку. 

Они снимали кино

Фронтовые бригады были почти у каждого театра в России. Но артисты все равно не успевали побывать везде, где были нужны. Поэтому появился проект «Концерт – фронту». В ноябре 1942 года в Москве, в неотапливаемом павильоне, всеми любимые артисты того времени записывали на пленку свои лучшие номера для бойцов Красной армии. Среди них – пианист Святослав Рихтер, балерина Ольга Лепешинская, музыканты ансамбля Анатолия Александрова. Результатом совместной работы стал киноконцерт с сюжетом: киномеханик (Аркадий Райкин) показывает фильм в землянке: объявляет исполнителей и комментирует выступления. Его показывали на передвижных киноустановках в деревенских избах, на линии фронта, везде, где было возможно. Фильм сохранился, и это один из лучших вариантов для просмотра на День Победы в этом и любом другом году.

 Они творили

Люди искусства по-своему влияли на войну, а война – на них. Она находит отражение в музыке Шостаковича, в песнях Александрова и Богословского, в стихах Агатова и множестве других произведений. 

Шостакович начал работать над 7-й симфонией в первый день войны, в Ленинграде, и отрывался от сочинения только во время дежурства (он был бойцом противовоздушной обороны). Последнюю часть произведения он написал в Куйбышеве, после эвакуации. Работа над ней далась Шостаковичу очень тяжело. По задумке, в финале добро должно было победить зло, но сестра и мать композитора оставались в блокадном Ленинграде, и ему с трудом удавалось верить в хороший конец. После завершения симфонии Шостакович мечтал, чтобы ее поскорее сыграли в Ленинграде. Это произошло 9 августа 1942 года. В этот день Гитлер планировал вступить в город. Но вместо этого по всему Ленинграду звучала музыка – премьеру транслировали по радио. Для жителей и солдат это стало знаком, что жизнь продолжается.

Никита Богословский придумал музыку для песни «Темная ночь» за несколько минут. Под конец съемок фильма «Два бойца» режиссер попросил его сочинить песню для сцены, где главный герой пишет письмо семье с фронта. Тогда композитор просто сел к роялю и сыграл всю мелодию. Текст к ней придумал поэт Владимир Агатов – за одну ночь. Им не нужно было представлять, что чувствует солдат на войне – они сами на ней были и все понимали. 

Александров писал ноты к песне «Священная война» мелом на доске, а певцы и музыканты их переписывали. Текст уже существовал – его опубликовали в «Известиях» и «Красной звезде» через два дня после начала войны. На репетицию был отведен всего один день, и 26 июня ее впервые исполнили на Белорусском вокзале. Вскоре песня стала звучать по радио каждое утро.

Они дошли до Берлина

Последний фронтовой спектакль прошел в Берлине 2 мая 1945 года. Ставили «Так и будет» Симонова. В центре внимания пьесы – чувства и мысли людей в то время, когда война вот-вот закончится. В этот же день у парадного входа в Рейхстаг пела Лидия Русланова вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Рейхстаг горел, а красноармейцы выкрикивали названия песен, которые хотели услышать. Больше всего просили «Валенки», и концерт продолжался до поздней ночи.

Когда началась Великая Отечественная война, у музыкантов, актеров, драматургов и композиторов появилась новая миссия – доставить культурные развлечения прямо к землянкам и окопам, чтобы солдаты могли хотя бы ненадолго позабыть о горестях и лишениях. 

Спектакли и концерты проводились всюду – от городов и сел, куда пришла война, до передовой, от госпиталей до военных кораблей. Порой они проходили в нескольких сотнях метров от горячих точек. Известны случаи, когда на окраинах освобожденного от захватчиков города еще продолжались бои, а в его центре уже шли представления. Расскажем, как именно деятели искусств вносили свой вклад в дело Победы.

Они ставили «Анну Каренину» в землянках 

Представьте обстановку салона княгини Бетси из «Анны Карениной», состояющую из одной табуретки, снарядного ящика и актеров, ожидающих выхода на сцену под плащом-палаткой. Это – фронтовой театр: самодельные декорации, земляной пол вместо сцены и самая требовательная и самая благодарная в мире публика. 

Концерты и спектакли проводили в землянках, на военных кораблях, в лесах, в окопах и в госпиталях. И так – до Берлина, где сценой стало крыльцо дымящегося Рейхстага. Декорации на фронте – это отдельный вид искусства. Театральные постановки приходилось серьезно перестраивать, адаптируя под новые площадки. Одно дело – поставить современную пьесу, скажем, «Парень из нашего города» Симонова, а совсем другое – когда в программе древнерусская «Повесть о Фроле Скобееве» или «Осада Лейдена» про Средние века. Это непростая задача даже для Большого театра. Нужны были новые решения, и фронтовые бригады их находили. С помощью аппликаций и холстов они превращали наставленные друг на друга ящики для реквизита в средневековые башни, праздничные терема и беседки. Еще были сборные декорации, изобретение сценографа Александра Васильева.  Они состояли из вертикальных стоек высотой 2,6 метра – чтобы до верха можно было дотянуться, стоя на табурете, и поперечных балок. П-образную арку затягивали полотном – и вот у сцены появлялся фон! 

Нелегко приходилось с одеждой актеров и реквизитом. Однажды артисты театра миниатюр «Огонек» сшили себе необычные костюмы, из-за которых жители местного села приняли их за иностранных военнопленных и забросали комьями земли. Известная актриса Нина Сазонова, выступавшая от фронтовой бригады Центрального театра Красной армии, невольно привлекла внимание немецких бомбардировщиков. Она, а также ее напарница Тося Романова, выступали в ярких сарафанах – их и заметили с воздуха. В темноте играющие спектакль артисты могли освещать друг друга фонариками. А иногда им приходилось выступать шепотом.

Они проводили концерты на грузовиках

Чаще всего площадкой для концертов служил грузовик с откидным кузовом. Во время выступлений он был сценой, во время переездов – транспортным средством. Обычно концерт длился полтора часа. Ставили много классики, особенным успехом пользовались комедии Островского «Не все коту масленица», «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и «Женитьба Белугина». Еще красноармейцы очень любили патриотические пьесы Симонова «Русские люди», «Так и будет», «Парень из нашего города» – про войну, жизнь и смерть. Поставить целый спектакль на фронте удавалось не всегда, и тогда актеры развлекали солдат сценками и скетчами. Одной из популярных инсценировок была «Девушка с характером» Ардова – комедия о противостоянии лучшей работницы зверосовхоза и директора-бюрократа. И конечно, артисты пели. Песни были торжественными («Священная война»), эмоциональными («Давно мы дома не были») и жизнелюбивыми («Смуглянка»). Часто на концертах солдаты сами выходили и читали стихи в память о своих друзьях, погибших на войне. В такие минуты концерт становился больше, чем просто развлечением – он давал возможность поделиться чувствами и найти поддержку. 

Они снимали кино

Фронтовые бригады были почти у каждого театра в России. Но артисты все равно не успевали побывать везде, где были нужны. Поэтому появился проект «Концерт – фронту». В ноябре 1942 года в Москве, в неотапливаемом павильоне, всеми любимые артисты того времени записывали на пленку свои лучшие номера для бойцов Красной армии. Среди них – пианист Святослав Рихтер, балерина Ольга Лепешинская, музыканты ансамбля Анатолия Александрова. Результатом совместной работы стал киноконцерт с сюжетом: киномеханик (Аркадий Райкин) показывает фильм в землянке: объявляет исполнителей и комментирует выступления. Его показывали на передвижных киноустановках в деревенских избах, на линии фронта, везде, где было возможно. Фильм сохранился, и это один из лучших вариантов для просмотра на День Победы в этом и любом другом году.

 Они творили

Люди искусства по-своему влияли на войну, а война – на них. Она находит отражение в музыке Шостаковича, в песнях Александрова и Богословского, в стихах Агатова и множестве других произведений. 

Шостакович начал работать над 7-й симфонией в первый день войны, в Ленинграде, и отрывался от сочинения только во время дежурства (он был бойцом противовоздушной обороны). Последнюю часть произведения он написал в Куйбышеве, после эвакуации. Работа над ней далась Шостаковичу очень тяжело. По задумке, в финале добро должно было победить зло, но сестра и мать композитора оставались в блокадном Ленинграде, и ему с трудом удавалось верить в хороший конец. После завершения симфонии Шостакович мечтал, чтобы ее поскорее сыграли в Ленинграде. Это произошло 9 августа 1942 года. В этот день Гитлер планировал вступить в город. Но вместо этого по всему Ленинграду звучала музыка – премьеру транслировали по радио. Для жителей и солдат это стало знаком, что жизнь продолжается.

Никита Богословский придумал музыку для песни «Темная ночь» за несколько минут. Под конец съемок фильма «Два бойца» режиссер попросил его сочинить песню для сцены, где главный герой пишет письмо семье с фронта. Тогда композитор просто сел к роялю и сыграл всю мелодию. Текст к ней придумал поэт Владимир Агатов – за одну ночь. Им не нужно было представлять, что чувствует солдат на войне – они сами на ней были и все понимали. 

Александров писал ноты к песне «Священная война» мелом на доске, а певцы и музыканты их переписывали. Текст уже существовал – его опубликовали в «Известиях» и «Красной звезде» через два дня после начала войны. На репетицию был отведен всего один день, и 26 июня ее впервые исполнили на Белорусском вокзале. Вскоре песня стала звучать по радио каждое утро.

Они дошли до Берлина

Последний фронтовой спектакль прошел в Берлине 2 мая 1945 года. Ставили «Так и будет» Симонова. В центре внимания пьесы – чувства и мысли людей в то время, когда война вот-вот закончится. В этот же день у парадного входа в Рейхстаг пела Лидия Русланова вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Рейхстаг горел, а красноармейцы выкрикивали названия песен, которые хотели услышать. Больше всего просили «Валенки», и концерт продолжался до поздней ночи.

Поделиться

Другие события в этом районе

Поделиться
парки

«Ежик в тумане» и компания: картины на деревьях

истории

Птичники, насекомники, водолюбы

Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies