Онлайн-прогулка по Музею кино – события на сайте «Московские Сезоны»
Событие завершено
0+
5 – 6 сентября

Онлайн-прогулка по Музею кино

Друзья, как вы уже знаете,  5-6 сентября Москва отметит День города. Тема предстоящего праздника — Музейная Москва. Это значит, гуляя по всем нашим площадкам, вы сможете узнать еще больше об истории столицы и не только от наших московских музеев. А сегодня в рамках дня города мы отправимся на экскурсию в музей кино. 

Согласитесь, кино –– неотъемлемая часть каждого из нас. В выходные или в будни, в кинотеатре или дома, в самолете или в метро мы смотрим новинки или пересматриваем старые фильмы. Но с чего все начиналось: какая техника использовалась, в какие годы произошло развитие кинематографа — об этом нам рассказала Ольга Шин – хранитель фондов анимации и диафильма.

Музей кино существует уже более 30 лет. С момента открытия и до ноября 2005 года он находился в киноцентре на Красной Пресне. Затем 10 лет фонды музея располагались на территории киностудии «Мосфильм». А уже в  октябре 2017 года музей открылся в павильоне № 36 на ВДНХ.

Наше путешествие в мир кино мы начинаем с основной экспозиции ––  «Лабиринт истории». Она посвящена отечественному кино и поделена на несколько залов.

До 1920-х годов кино не воспринималось как искусство, и были скептики, утверждавшие, что это модное развлечение, охватившее массы, скоро позабудется. Время показало, как они ошибались. Кинематограф был невероятно популярен в дореволюционной России   — в первую очередь, благодаря своей доступности.  Люди состоятельные ходили в театр, а за небольшую плату можно было попасть в кинотеатр и посмотреть те самые первые черно-белые немые фильмы. 

В музее представлена история знаковых фильмов российского дореволюционного кинематографа, а также и кино- и фототехника, в частности –– коллекция «волшебных фонарей». «Волшебный фонарь», также известный под латинским названием «Lanterna Magica» — это ранний тип проектора. 

Внутрь первых «волшебных» фонарей, а они появились еще в 17 веке, ставили самую обыкновенную свечу. В специальную прорезь вставлялась картинка, нарисованная на стекле, и свет горящей свечи давал проекцию на экран. Так люди в темном помещении смотрели некий «аттракцион» и в те годы, это была действительно магия. 


Первые фильмы снимали преимущественно с одной точки: движения камеры там, конечно же, никакого не было, как и панорамы (одновременный плавный разворот камеры вокруг вертикальной или горизонтальной оси). Камера стояла на месте, оператор вручную крутил ручку камеры, а актеры играли примерно так же, как играли и на сцене театра, с той лишь разницей, что их снимали на пленку и это все происходило без зрителей. 

Первые фильмы –– это немые фильмы. Смысл происходящего объяснялся титрами, но возможность записать звук ( независимо от развития кино) появилась достаточно рано, благодаря фонографу Эдисона — того самого Эдисона, который мог создавать кино, но сосредоточился на звуке. В январе 1908 года Эдисон прислал в подарок Льву Толстому фонограф с просьбой записать свой голос для истории. Таким образом, для нас сохранился голос писателя, который вы можете его послушать в Музее кино.

Первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» вышел в 1908 году – через тринадцать лет после знаменитого показа Люмьеров в Париже. 

Почему так произошло?! Иностранные компании, пионеры кинематографии: Пате, Гомон, Нордиск открывали представительства в России, нанимали нанимали операторов и снимали видовые фильмы. «Завод рыбных консервов в Астрахани» Пате, например. В то время такие фильмы вызывали не меньший интерес, чем игровые, ведь для большинства людей кинематограф был единственной возможностью увидеть города и страны, а также быт других народов. Поэтому главная причина, почему не получалось запустить собственное производство –– это отсутствие своих камер. 

Кстати, эти иностранные компании до сих пор существуют и снимают кино.

А вы знаете, как давно существует 3d кино?

На самом деле, первые эксперименты начались еще после войны. Было множество систем, позволяющих воспроизвести стерео изображение на экранах — какие-то более удачные, какие-то менее, но сам принцип нашего зрения –– стерео видения, был известен очень давно. 

Популярный аттракцион на рубеже веков –– стереоскоп. 

Стереопара вставлялась в стереоскоп, центры напечатанных картинок примерно соответствовали оси человеческого зрения. Когда человек подносил глаза к окулярам, то видел объемное изображение. Можно сказать, это родоначальники vr-очков ;).

Перемещаемся в зал «Эксперимент». Здесь представлен кинематограф 20-х годов.

В 1917 году происходит известное событие в истории нашей страны –– революция. Однако после этого кинематограф еще почти два года находился в подвешенном состоянии. 

27 августа 1919 г. Ленин подписал декрет о национализации кинематографа, и с этого момента все частные киноателье и киноконторы, которые существовали до революции, переходят под ведение государства. Именно в этот день мы и отмечаем день Российского кино.

Революция дала возможность прийти в кино целому поколению молодых людей, которые были одержимы идей революции не только политической, но и революции в искусстве. Они верили, что смогут создать нечто новое на обломках старого. Именно в этот период кинематограф начинает восприниматься как искусство. Появляются первые отечественные теоретики кино, монтажные теории, актерские новые школы. Это очень активный период не только в кинематографе, но и в культуре нашей страны. 

Как же происходил монтаж фильма?! 

Все фильмы монтировались за специальным монтажным столом. Сначала на просвете пленка отсматривалась, а затем на специальном прессе резались ненужные кадры. Срезки смазывали ацетоном, так как он немного растворял края пленки и при зажиме края склеивались. Конечно же, это все делалось не «намертво» и часто во время показов случались обрывы. Задача механика, который вручную крутил ручку проектора, – быстро эти обрывы склеить.

Кстати, пленка хранилась в специальных банках. В таких банках около 10 минут готового фильма или же одна его часть. Фильмы хранились в частях, и чтобы зритель мог смотреть кино без пауз, специально для механика ставилась метка перед концом части, напоминающая о том, что скоро нужно будет поменять пленку.

Дальше мы попадаем в зону 30-х, 40-х годов –– «Триумф и трагедия».

30-е годы –– это Сталинский кинематограф. Время формирования системы наших кинозвезд: Любовь Орлова, Людмила Целиковская, Инна Макарова и др. Это камерное пространство, где люди смотрят веселые музыкальные комедии. Первый звуковой фильм вышел в Голливуде в 1927 году, у нас же такой появится только в 1931 году, а причины, как всегда, экономические.

Как только кино начинает "‎говорить"‎, оно, естественно, использует звук на полную катушку, и тогда мелодия начинает превалировать над изображением. Появляются мюзиклы и музыкальные комедии — веселые фильмы без особой драмы, где в конце всегда разрешается какой-то конфликт.

А за стенами этого праздничного кинематографа вторая половина 30-х годов ––  пик репрессий. Здесь представлена фото-реконструкция «Бежина луга» –– фильма Сергея Эйзенштейна, который был смыт с пленки по распоряжению Сталина, а также истории некоторых кинематографистов, которые стали жертвами репрессий.

Не можем не упомянуть про уникальную идею в истории советского кино ––  кинопоезд Александра Медведкина. В поезде был полный цикл создания кино: от проявки пленки до маленького зала, где можно было посмотреть пробный материал. Александр Медведкин и его команда приезжали в отдаленные уголки страны, выгружались и с самого утра снимали кино с местными жителями, потом в течение дня его монтировали и уже вечером могли показать готовый фильм, так сказать, кино, сделанное «на коленках».. 

Увидеть макет такого поезда также можно в Музее кино.

А познакомиться с остальными периодами в истории отечественного кинематографа: «Поэзия» (кино Оттепели, 1950-60-е), «Исповедь» (интеллектуальное, авторское кино 1970-х) и «Протест» (эпоха Перестройки, 1980-е) вы сможете самостоятельно в Музее кино. 

Адрес: проспект Мира, 119, павильон № 36

Время работы: ежедневно с 12:00 до 21:00, вход до 20:00. Выходной день — среда.

Друзья, как вы уже знаете,  5-6 сентября Москва отметит День города. Тема предстоящего праздника — Музейная Москва. Это значит, гуляя по всем нашим площадкам, вы сможете узнать еще больше об истории столицы и не только от наших московских музеев. А сегодня в рамках дня города мы отправимся на экскурсию в музей кино. 

Согласитесь, кино –– неотъемлемая часть каждого из нас. В выходные или в будни, в кинотеатре или дома, в самолете или в метро мы смотрим новинки или пересматриваем старые фильмы. Но с чего все начиналось: какая техника использовалась, в какие годы произошло развитие кинематографа — об этом нам рассказала Ольга Шин – хранитель фондов анимации и диафильма.

Музей кино существует уже более 30 лет. С момента открытия и до ноября 2005 года он находился в киноцентре на Красной Пресне. Затем 10 лет фонды музея располагались на территории киностудии «Мосфильм». А уже в  октябре 2017 года музей открылся в павильоне № 36 на ВДНХ.

Наше путешествие в мир кино мы начинаем с основной экспозиции ––  «Лабиринт истории». Она посвящена отечественному кино и поделена на несколько залов.

До 1920-х годов кино не воспринималось как искусство, и были скептики, утверждавшие, что это модное развлечение, охватившее массы, скоро позабудется. Время показало, как они ошибались. Кинематограф был невероятно популярен в дореволюционной России   — в первую очередь, благодаря своей доступности.  Люди состоятельные ходили в театр, а за небольшую плату можно было попасть в кинотеатр и посмотреть те самые первые черно-белые немые фильмы. 

В музее представлена история знаковых фильмов российского дореволюционного кинематографа, а также и кино- и фототехника, в частности –– коллекция «волшебных фонарей». «Волшебный фонарь», также известный под латинским названием «Lanterna Magica» — это ранний тип проектора. 

Внутрь первых «волшебных» фонарей, а они появились еще в 17 веке, ставили самую обыкновенную свечу. В специальную прорезь вставлялась картинка, нарисованная на стекле, и свет горящей свечи давал проекцию на экран. Так люди в темном помещении смотрели некий «аттракцион» и в те годы, это была действительно магия. 


Первые фильмы снимали преимущественно с одной точки: движения камеры там, конечно же, никакого не было, как и панорамы (одновременный плавный разворот камеры вокруг вертикальной или горизонтальной оси). Камера стояла на месте, оператор вручную крутил ручку камеры, а актеры играли примерно так же, как играли и на сцене театра, с той лишь разницей, что их снимали на пленку и это все происходило без зрителей. 

Первые фильмы –– это немые фильмы. Смысл происходящего объяснялся титрами, но возможность записать звук ( независимо от развития кино) появилась достаточно рано, благодаря фонографу Эдисона — того самого Эдисона, который мог создавать кино, но сосредоточился на звуке. В январе 1908 года Эдисон прислал в подарок Льву Толстому фонограф с просьбой записать свой голос для истории. Таким образом, для нас сохранился голос писателя, который вы можете его послушать в Музее кино.

Первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» вышел в 1908 году – через тринадцать лет после знаменитого показа Люмьеров в Париже. 

Почему так произошло?! Иностранные компании, пионеры кинематографии: Пате, Гомон, Нордиск открывали представительства в России, нанимали нанимали операторов и снимали видовые фильмы. «Завод рыбных консервов в Астрахани» Пате, например. В то время такие фильмы вызывали не меньший интерес, чем игровые, ведь для большинства людей кинематограф был единственной возможностью увидеть города и страны, а также быт других народов. Поэтому главная причина, почему не получалось запустить собственное производство –– это отсутствие своих камер. 

Кстати, эти иностранные компании до сих пор существуют и снимают кино.

А вы знаете, как давно существует 3d кино?

На самом деле, первые эксперименты начались еще после войны. Было множество систем, позволяющих воспроизвести стерео изображение на экранах — какие-то более удачные, какие-то менее, но сам принцип нашего зрения –– стерео видения, был известен очень давно. 

Популярный аттракцион на рубеже веков –– стереоскоп. 

Стереопара вставлялась в стереоскоп, центры напечатанных картинок примерно соответствовали оси человеческого зрения. Когда человек подносил глаза к окулярам, то видел объемное изображение. Можно сказать, это родоначальники vr-очков ;).

Перемещаемся в зал «Эксперимент». Здесь представлен кинематограф 20-х годов.

В 1917 году происходит известное событие в истории нашей страны –– революция. Однако после этого кинематограф еще почти два года находился в подвешенном состоянии. 

27 августа 1919 г. Ленин подписал декрет о национализации кинематографа, и с этого момента все частные киноателье и киноконторы, которые существовали до революции, переходят под ведение государства. Именно в этот день мы и отмечаем день Российского кино.

Революция дала возможность прийти в кино целому поколению молодых людей, которые были одержимы идей революции не только политической, но и революции в искусстве. Они верили, что смогут создать нечто новое на обломках старого. Именно в этот период кинематограф начинает восприниматься как искусство. Появляются первые отечественные теоретики кино, монтажные теории, актерские новые школы. Это очень активный период не только в кинематографе, но и в культуре нашей страны. 

Как же происходил монтаж фильма?! 

Все фильмы монтировались за специальным монтажным столом. Сначала на просвете пленка отсматривалась, а затем на специальном прессе резались ненужные кадры. Срезки смазывали ацетоном, так как он немного растворял края пленки и при зажиме края склеивались. Конечно же, это все делалось не «намертво» и часто во время показов случались обрывы. Задача механика, который вручную крутил ручку проектора, – быстро эти обрывы склеить.

Кстати, пленка хранилась в специальных банках. В таких банках около 10 минут готового фильма или же одна его часть. Фильмы хранились в частях, и чтобы зритель мог смотреть кино без пауз, специально для механика ставилась метка перед концом части, напоминающая о том, что скоро нужно будет поменять пленку.

Дальше мы попадаем в зону 30-х, 40-х годов –– «Триумф и трагедия».

30-е годы –– это Сталинский кинематограф. Время формирования системы наших кинозвезд: Любовь Орлова, Людмила Целиковская, Инна Макарова и др. Это камерное пространство, где люди смотрят веселые музыкальные комедии. Первый звуковой фильм вышел в Голливуде в 1927 году, у нас же такой появится только в 1931 году, а причины, как всегда, экономические.

Как только кино начинает "‎говорить"‎, оно, естественно, использует звук на полную катушку, и тогда мелодия начинает превалировать над изображением. Появляются мюзиклы и музыкальные комедии — веселые фильмы без особой драмы, где в конце всегда разрешается какой-то конфликт.

А за стенами этого праздничного кинематографа вторая половина 30-х годов ––  пик репрессий. Здесь представлена фото-реконструкция «Бежина луга» –– фильма Сергея Эйзенштейна, который был смыт с пленки по распоряжению Сталина, а также истории некоторых кинематографистов, которые стали жертвами репрессий.

Не можем не упомянуть про уникальную идею в истории советского кино ––  кинопоезд Александра Медведкина. В поезде был полный цикл создания кино: от проявки пленки до маленького зала, где можно было посмотреть пробный материал. Александр Медведкин и его команда приезжали в отдаленные уголки страны, выгружались и с самого утра снимали кино с местными жителями, потом в течение дня его монтировали и уже вечером могли показать готовый фильм, так сказать, кино, сделанное «на коленках».. 

Увидеть макет такого поезда также можно в Музее кино.

А познакомиться с остальными периодами в истории отечественного кинематографа: «Поэзия» (кино Оттепели, 1950-60-е), «Исповедь» (интеллектуальное, авторское кино 1970-х) и «Протест» (эпоха Перестройки, 1980-е) вы сможете самостоятельно в Музее кино. 

Адрес: проспект Мира, 119, павильон № 36

Время работы: ежедневно с 12:00 до 21:00, вход до 20:00. Выходной день — среда.

Поделиться

Другие события в этом районе

Поделиться
Адрес

проспект Мира, 119, павильон № 36

МЕСТА

Свиблово: городок, который вошел в состав Москвы

МЕСТА

Гид по московским адресам Александра Куприна

Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies