Уникальный специалист по средневековой русской музыке расскажет о том, что во второй половине XVII столетия в русском богослужении можно было услышать поочередно совершенно разные по стилю песнопения: и одноголосный знаменный распев, и диссонантное троестрочие с демеством, и новую партесную музыку, пришедшую на Русь из Западной Европы через Украину и Литву.
Русские певчие с древности записывали музыку с помощью крюков, но очень быстро овладели новой пятилинейной киевской нотацией. Два разных стиля многоголосия – старый диссонантный и новый партесный оказывали друг на друга значительное влияние; в певческих рукописях того времени можно найти записанные крюками партесные концерты и наоборот, в партесных сборниках встречаются записанные нотами строчные и демественные партитуры. Множество переходных явлений создает пеструю стилистическую картину многоголосного пения в конце XVII века, запечатлевшись в певческих рукописях смешанного состава. Черты средневекового искусства вплетаются в новую музыку эпохи барокко, придавая ей особый многоцветный колорит, характерный только для русской музыки переходного к Новому времени периода.
Лекцию читает научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева Лада Вадимовна Кондрашкова, музыковед-медиевист, специалист по певческим рукописям и расшифровке крюковой нотации.
Уникальный специалист по средневековой русской музыке расскажет о том, что во второй половине XVII столетия в русском богослужении можно было услышать поочередно совершенно разные по стилю песнопения: и одноголосный знаменный распев, и диссонантное троестрочие с демеством, и новую партесную музыку, пришедшую на Русь из Западной Европы через Украину и Литву.
Русские певчие с древности записывали музыку с помощью крюков, но очень быстро овладели новой пятилинейной киевской нотацией. Два разных стиля многоголосия – старый диссонантный и новый партесный оказывали друг на друга значительное влияние; в певческих рукописях того времени можно найти записанные крюками партесные концерты и наоборот, в партесных сборниках встречаются записанные нотами строчные и демественные партитуры. Множество переходных явлений создает пеструю стилистическую картину многоголосного пения в конце XVII века, запечатлевшись в певческих рукописях смешанного состава. Черты средневекового искусства вплетаются в новую музыку эпохи барокко, придавая ей особый многоцветный колорит, характерный только для русской музыки переходного к Новому времени периода.
Лекцию читает научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева Лада Вадимовна Кондрашкова, музыковед-медиевист, специалист по певческим рукописям и расшифровке крюковой нотации.
23 января 2018 |
19:00
|
Москва, Андроньевская пл, д 10
200₽ - Для взрослых
«Московская A Cappella». Победители 2024
SUP-карнавал