9 Мая
Искусство Победы
9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне. День, когда мы отдаем дань памяти тем, кто защитил нашу страну ценой собственной жизни.

В 2020 году День Победы пройдет не так, как обычно. «Московские сезоны» отмечают 9 мая онлайн и приглашают вас присоединиться! Наш праздничный спецпроект «Искусство Победы» посвящен счастливым событиям, которые пусть редко, но всё же случались даже в тяжелые военные годы, и всем, кто дарил людям радость и праздник.

Мы собрали для вас истории об артистах фронтовых бригад: музыкантах, чтецах, циркачах, актерах и танцорах, что прошли войну бок о бок с солдатами, и подготовили архивные фотографии, газетные вырезки и уникальные выставочные экспонаты.

Пусть праздник состоится!

Поделиться
Рассказать друзьям:
Музыка Победы
Музыка Победы
«Московские Сезоны» составили для вас плейлист, который поможет создать праздничную атмосферу в преддверии 9 мая и вспомнить все самое важное, что в сердцах каждого из нас навсегда. Приятного прослушивания и с наступающим 75-летием Дня Победы!
Музыка Победы
«Московские Сезоны» составили для вас плейлист, который поможет создать праздничную атмосферу в преддверии 9 мая и вспомнить все самое важное, что в сердцах каждого из нас навсегда. Приятного прослушивания и с наступающим 75-летием Дня Победы!
Артисты на фронте
Фронтовые бригады: искусство на службе Победы
Еще во времена Первой Мировой в армии выступали театральные труппы, но это были частные инициативы. Только в 1941 году искусство отправилось на фронт массово — спустя всего два дня после начала войны. Актеры, музыканты, танцоры, гимнасты сопровождали армию везде и в самых тяжелых битвах, дойдя вместе с ней до Берлина.
Репертуар, реквизит и вдохновение: как создавалось искусство в годы Великой Отечественной войны
Когда началась Великая Отечественная война, у музыкантов, актеров, драматургов и композиторов появилась новая миссия — доставить культурные развлечения прямо к землянкам и окопам, чтобы солдаты могли хотя бы ненадолго позабыть о горестях и лишениях.

Спектакли и концерты проводились всюду — от городов и сел, куда пришла война, до передовой, от госпиталей до военных кораблей…
Московские театры в годы войны: афиша 1941 — 1945
В войну многие артисты были эвакуированы, а многие вошли в состав фронтовых бригад. Но Москва по-прежнему нуждалась в культурной жизни, и она здесь была! В театрах продолжали ставить спектакли и даже премьеры — несмотря на холод, голод и бомбежки. Расскажем, как это было.
Источник фото Wikipedia
Источник фото Wikipedia
Источник фото Wikipedia
Фото В. Кошевого и К. Шамшина / Фотохроника ТАСС
Источник фото Wikipedia
Фото Георгия Петрусова / ТАСС
Источник фото Wikipedia
Фото Валентина Мастюкова / ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Источник фото Wikipedia
Фото Александра Конькова и Валентина Мастюкова / Фотохроника ТАСС
Фото Михаила Строкова / Фотохроника ТАСС
фронт в лицах
Источник фото Wikipedia
Лидия Русланова и «Валенки» на ступеньках Рейхстага
В первые дни наступления немецких войск Лидия Русланова надела военную форму, «вооружилась» репертуаром русских народных песен и отправилась на фронт. За годы войны она дала сотни концертов и проехала тысячи километров. Жизнерадостную артистку всюду ждали с нетерпением. Сильный голос и яркие сценические костюмы создавали атмосферу праздника и напоминали солдатам о мирной жизни.
Источник фото Wikipedia
Любовь Орлова. Примадонна — фронту
В 1938 году в СССР вышел фильм «Волга, Волга», главную роль в котором сыграла примадонна советского кино Любовь Орлова. Ее героиня, «письмоносица» Дуня Петрова («Стрелка»), стала всенародной любимицей. Осенью 1941 года образ «Стрелки» был использован в киносборнике «Победа за нами».

В короткометражном фильме Любовь Петровна, переодетая в военную форму, бодро развозила фронтовые письма на велосипеде и, конечно, пела песни — оптимистичные и патриотичные. Светлый и жизнерадостный образ советской девушки, воплощенный на экране любимой актрисой, вселял надежду на скорую победу.
Источник фото Wikipedia
Клавдия Шульженко. 500 концертов за время блокады Ленинграда
Клавдию Шульженко называли «голосом эпохи» и «советской Дитрих». В 1940 году она вместе с мужем Владимиром Коралле создает джаз-ансамбль, который с первых дней войны становится фронтовым. За время блокады Ленинграда Шульженко выступила более, чем на 500 концертах! О певице ходили легенды: ее ждали, ею восхищались.

Позже она расскажет: «Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, в цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, припорошённом снегом, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками. Наш автобус был изрешечён пулями и осколками».
Фото В. Кошевого и К. Шамшина / Фотохроника ТАСС
Ефим Березин и Юрий Тимошенко. Повар Галкин и банщик Мочалкин на передовой
Герои сатирического дуэта Ефим Березин и Юрий Тимошенко известны под псевдонимами Штепсель и Тарапунька. Однако в ролях электромонтера и милиционера они прославились после войны. А в 1941 году молодые ребята только закончили Киевский театральный институт и вознамерились покорить Москву, но начавшаяся война круто изменила их планы.
Источник фото Wikipedia
Леонид Утесов. Джаз под проливным дождем
На 22 июня 1941 года у оркестра Леонида Утесова был запланирован концерт в театре «Эрмитаж». В программе — театрализованные джазовые композиции. Артисты узнали о начале войны утром этого дня, во время репетиции. Вместе с тем концерт отменять не стали, лишь заменили репертуар: весь вечер играли песни времен Гражданской войны.

Сначала утесовцы выступали в военкоматах и призывных пунктах Москвы. Позже коллектив был эвакуирован в Сибирь, а в июне 1942 года музыканты играли уже на Калининском фронте, на Северо-Западном от Москвы направлении.
Фото Георгия Петрусова / ТАСС
Ольга Лепешинская. Фуэте в кузове грузовика
В самом начале войны в райком комсомола пришла хрупкая девушка и потребовала отправить ее на фронт. Это была прима-балерина Большого театра, будущая народная артистка СССР Ольга Лепешинская. Девушке порекомендовали записаться на курсы медсестер, но идея ей не очень понравилась. Ведь она «на отлично» сдала нормы ГТО и имела значок «Ворошиловский стрелок»!

Тогда Лепешинская приняла решение дежурить во время налетов немецкой авиации. А еще артистка выступала с пламенными речами перед уходящими на войну солдатами — вдохновляла на военные подвиги.
Источник фото Wikipedia
Аркадий Райкин. Театр сатиры на службе военно-морского флота
Фронтовая бригада, которую возглавлял Райкин, прошла всю войну, и так сложилось, что выступали артисты в основном для моряков. За это время они проехали от Тихого океана до Балтики, Каспия, Черного моря.

«Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях. Не раз попадали под бомбежки и артобстрелы, а однажды ночью даже залетели на самолете в тыл к противнику (это было в 1944 году в Латвии; самолет сбился с курса, и нас обстреляли из зенитных орудий)… Нам приходилось работать почти круглые сутки, мерзнуть и голодать… Впрочем, все это было в порядке вещей», — писал Райкин в своей книге «Без грима».
Фото Валентина Мастюкова / ТАСС
«Карандаш» Михаил Румянцев. Снайпер цирковой сатиры
Артиста Михаила Румянцева страна знает как известнейшего клоуна Карандаша. К началу войны маэстро сатиры исполнилось 40 лет — он остался в Москве и продолжал выступать на манеже Московского цирка. Комик неизменно собирал полные залы, радуя зрителей своими искрометными шутками.

Люди говорили, что пока Карандаш в Москве и веселит публику, враг в столицу не войдет. Позже клоун напишет: «С первых же дней войны передо мной, как, вероятно перед многими артистами, со всей остротой вставал вопрос: что теперь, в этих условиях, показывать зрителям? Ответ был один: клеймить, высмеивать зарвавшихся фашистов».
Фото ИТАР-ТАСС
Николай Трофимов. Моряк-салага на кораблях Балтийского флота
Актер Николай Трофимов узнал о начале войны сразу после того, как сдал выпускные экзамены в Ленинградском театральном институте. Он сразу поспешил в военкомат и попросился добровольцем на флот. А как же иначе — Николай родился и вырос на море, в Севастополе.

На флот его взяли, но не воевать, а петь и танцевать. Артиста направили в ансамбль ВМФ «Пять морей» композитора Исаака Дунаевского. Трофимову досталась роль ведущего программы, очень часто приходилось импровизировать. Вскоре он понял, что бойцам больше нравятся его шутливые рассказы, чем серьезное объявление номеров.
Источник фото Wikipedia
Игорь Ильинский. «Товарищ Бывалов» встречается со зрителями
Игоря Ильинского все знали в первую очередь как начальника Управления мелкой кустарной промышленности Бывалова из фильма «Волга, Волга». И когда он приехал в Челябинск вместе с эвакуированным Малым театром, рабочим не терпелось его увидеть. «Товарищ Бывалов» и его коллеги два раза в неделю устраивали камерные чтения и концерты в госпитале. Раненным бойцам особенно нравились рассказы Чехова, басни Крылова и стихи Маршака. За вечер труппа успевала дать по пять-шесть представлений.
Фото Александра Конькова и Валентина Мастюкова / Фотохроника ТАСС
Иван Козловский. Голос из радиомаяка
Оперный певец Иван Козловский за годы войны дал больше тысячи концертов. Он не поехал вместе с Большим театром в эвакуацию в Куйбышев, а вступил в концертную бригаду. Козловский пел романсы на крыше автомобилей, исполнял русские и украинские народные песни в землянках. И таким образом объездил почти все фронты.

«Жизнь концертных бригад на фронте была нелегка. Но я никак не могу забыть то чувство смущения, даже вины, которое мучило меня… Ведь бойцы, сидящие перед нами, часто мои ровесники, шли в бой, умирали, а мы все-таки оставались в тылу», — писал он позже.
Фото Михаила Строкова / Фотохроника ТАСС
Нина Сазонова. Всю войну на передовой
Во время войны актриса Нина Сазонова изъездила сотни километров по фронтовым дорогам и дала три тысячи концертов. Ее путь начался с Белорусского вокзала, где ее песни и танцы подбадривали уходящих на фронт бойцов.

А затем Сазонова сама поехала на фронт. Она не прекращала выступать, даже когда немцы вплотную подошли к Москве.
Праздники на страницах газет
Новый год, 1 сентября, 7 ноября — эти и другие праздники были настоящей отдушиной для детей и взрослых в годы Великой Отечественной войны. Да, их отмечали без размаха, но они напоминали о мирной жизни и дарили надежду на то, что все обязательно будет хорошо.

В непростое военное время люди находили в себе силы, чтобы собрать посылки на фронт, провести концерт и украсить елку самодельными игрушками. И в выпусках «Известий» за 1941–1945 годы праздникам тоже нашлось место!
Новый год, 1 сентября, 7 ноября — эти и другие праздники были настоящей отдушиной для детей и взрослых в годы Великой Отечественной войны. Да, их отмечали без размаха, но они напоминали о мирной жизни и дарили надежду на то, что все обязательно будет хорошо.

В непростое военное время люди находили в себе силы, чтобы собрать посылки на фронт, провести концерт и украсить елку самодельными игрушками. И в выпусках «Известий» за 1941–1945 годы праздникам тоже нашлось место!
Спецпроект с «Че»
Спецпроект с «Че»
Вместе с каналом «Че» подготовили для вас познавательный тест, посвященный Великой Отечественной Войне.
Уверены, вы сможете узнать для себя много нового! Делитесь результатами в соцсетях. А сразу после — предлагаем посмотреть подборку военных фильмов.
С наступающим праздником, друзья!
Онлайн-выставка
Музей Победы
Сценическая жилетка Г.А. Рахимовой
СССР. 1940-е
Ткань
380×365 мм
Платье И.В. Макаровой
СССР. 1940-е
Крепдешин
93×50 см
Пропуск Л. А. Колесниковой на право прохода по городу Ленинграду в запретное время
Ленинград. 7 сентября 1943
Бумага, чернила
9,5×7,3 см
Труба
Ленинград. 7 сентября 1943
Металл
Длина с мундштуком: 53 см, высота: 15,5 см, диаметр раструба: 12,5 см
Мягкая мимирующая перчаточная кукла «Черчилль»
Е. Т. Беклешова (Теодорович)
Москва. 1942-1943
Шерсть, дерево, хлопчатобумажная ткань, резина, папье-маше, нитки, ручное шитье
44×34×25 см
Афиша фронтовой бригады Московского государственного цирка
СССР. 1942
Бумага
83×59 см
Тульская гармонь хромка 25×25 голосов
Тула, СССР. 1930-е
Дерево, дерматин, кожа, пластмасса, ткань
33×33×19 см
Игрушка «Дед Мороз»
Бузулук, СССР. 1945
Бумага, папье-маше, вата, слюда, ткань, цветная фольга, дерево, фанера, металл, краска, клей, самодельное изготовление
86×32×28 см
Елочная игрушка «Звезда»
Завод «Москабель»
Москва, СССР. 1940-е
Мишура, проволока, бумага, клей
Диаметр — 12,5 см
Кисет
Московская область, СССР. 1944
Ткань, ручная работа
18,2×14,3 см
Онлайн-выставка
Музей Победы
Гавхар Артемовна Рахимова (1911-2003) — актриса и балетмейстер, исполнительница узбекских народных песен и танцев, народная артистка Узбекской ССР. Работала в Самаркандском, Андижанском и многих других театрах, путешествовала с концертными программами по всему Советскому Союзу.
Гавхар Рахимова проявила себя великолепным организатором. Переезжая с места на место вместе с мужем, лейтенантом танковых войск, она научилась проводить концерты и спектакли гарнизонного театра в любых условиях. Этот опыт пригодился Рахимовой в годы Великой Отечественной войны. В это время в СССР было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад — выездных коллективов артистов, выступавших со спектаклями и концертными программами в прифронтовых районах и военизированных учреждениях тыла.
Одной из самых известных стала бригада, руководимая Гавхар Рахимовой. К 1945 гг. она со своими артистами дала более 1200 концертов в РСФСР, на территории Белорусской и Украинской ССР, в странах Европы — везде, где нужно было поддержать боевой дух солдат-освободителей. Нередко артисты во главе с Гавхар Рахимовой в течение пары дней давали около 10 концертов на разных участках фронта. В труднейших условиях, самоотверженно, не жалея себя, демонстрировали они свое искусство и дарили радость, счастливые мгновения своим зрителям. Концертная бригада закончила свою деятельность 29 апреля 1945 г.
Одним из уникальных предметов, сохранившимся от той самой фронтовой бригады, является представленная вашему вниманию яркая, расшитая национальными узорами сценическая жилетка Г. А. Рахимовой.
Начало творческому пути замечательной отечественной актрисы Инны Владимировны Макаровой (1926-2020) положили события Великой Отечественной войны. В 1941 г. в возрасте 15 лет она просилась на фронт, но в райкоме комсомола, конечно, отказали. Поэтому будущая народная артистка СССР вместе с товарищами по драматическому кружку стала участвовать в выездных выступлениях в эвакуационных госпиталях. Видя радость на лицах зрителей — раненых солдат и офицеров — Инна Макарова решила стать актрисой. В 1943 г. она поехала в город Алма-Ату, куда был эвакуирован ВГИК, и поступила на курс Сергея Герасимова. Во время учебы исполнила главную роль в пьесе «Кармен». Эту студенческую работу посмотрел писатель Александр Фадеев и увидел в Макаровой будущую исполнительницу роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия».
Услышанные когда-то рассказы пациентов военных госпиталей и письма товарищей с фронта помогли Макаровой достоверно сыграть роль казненной гитлеровцами героини антифашистского подполья. Съемки фильма проходили в 1947 г. в городе Краснодоне Украинской ССР на реальных местах подпольной работы юношей и девушек Молодой гвардии. Платье, в котором снималась Инна Макарова, было сохранено. В наши дни оно было передано в дар Музею Победы Исполкомом Луганского землячества в городе Москве.
Выйдя на экраны, фильм «Молодая гвардия» имел огромный успех у зрителей, и в 1948 г. за создание фильма восемь человек были удостоены почетного звания лауреатов Сталинской премии I степени, среди них была и юная актриса Инна Макарова. В дальнейшем она исполнила яркие и запоминающиеся роли в фильмах «Девчата», «Женитьба Бальзаминова», «Женщины» и др.
24 августа 1941 г. в осажденном Ленинграде для поддержания порядка был введен комендантский час. Гражданам было категорически запрещено появляться на улицах с 22 часов до 5 утра. Передвигаться по городу ленинградцы имели право лишь при наличии специального пропуска, иначе они рисковали быть привлеченными к ответственности — от штрафа и принудительных работ до уголовного наказания.
В это тяжелое время наряду с рабочими, служащими и военными пропуска получали и театральные артисты, готовившиеся к выступлениям до глубокой ночи.
Редкий спектакль в блокадных театрах проходил без перерывов, вызванных воздушной тревогой. Но горожане и защитники Ленинграда шли на этот риск, ведь это позволяло на время отвлечься от тревожных мыслей о войне и голоде. Когда зрители спускались в бомбоубежище, актеры в гриме и костюмах, отправлялись на крыши дежурить и тушить бомбы-«зажигалки». По окончании воздушной тревоги публика возвращалась в зал, и спектакль продолжался.
Лидия Александровна Колесникова, Заслуженная артистка РСФСР, была примой Ленинградского театра музыкальной комедии. Она исполняла ведущие партии не только в театральных спектаклях, но и в составе концертных бригад, выступавших перед бойцами Ленинградского фронта.
7 ноября 1942 г. с большим успехом состоялась премьера оперетты «Раскинулось море широко», где Колесникова сыграла главную роль героической советской разведчицы. Всего в 1941–1945 гг. Лидия Александровна участвовала более чем в двух тысячах выступлений.
За свой огромный вклад в поддержание боевого духа защитников Ленинграда она была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда».
Духовой музыкальный инструмент, изготовлен накануне Великой Отечественной войны Музыкальной фабрикой «КУЖД» в Ленинграде. Принадлежал Василию Ивановичу Агапкину (1884-1964), выдающемуся отечественному военному дирижеру и композитору.
Еще в 1912 г. В. И. Агапкин написал «Прощание славянки» — одно из самых значительных музыкальных произведений XX в. С началом Первой мировой войны «Прощание…» звучало по всей России, став национальным маршем, для многих поколений символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальний путь.
В тяжелейшее для нашей страны время, когда враги стояли под Москвой «Прощание славянки» вновь прогремело — уже на знаменитом параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. Сводным оркестром, исполнявшим марш, дирижировал сам Василий Иванович Агапкин.
С парада защитники Москвы уходили прямо на фронт. После прохождения пехоты оркестр должен был переместиться, чтобы пропустить механизированную колонну. Однако на сильном морозе Василий Иванович получил обморожение, а его сапоги намертво примерзли к помосту. Прежде чем ему помогли освободиться, он успел подать знак, чтобы оркестр отвели с пути техники.
Вскоре после парада В. И. Агапкин получил назначение в Новосибирск, а в 1943 г. снова вернулся в Москву. На Параде Победы в 1945 г. оркестр В. И. Агапкина входил в состав сводного.
Творческая жизнь Екатерины Терентьевны Беклешовой была тесно связана с замечательным артистом Сергеем Владимировичем Образцовым, создателем Государственного академического Центрального театра кукол. Однажды в годы войны Образцов попросил художницу сделать куклу премьер-министра Великобритании.
Мастер изготовила специальную перчатку для правой руки актера, изображающую руку куклы. Однако этот «Черчилль» мог не только жестикулировать и брать предметы, но и курить — с помощью скрытой резиновой трубки артист выпускал дым, выходивший через деревянную сигару «сэра Уинстона».
Получившаяся кукла обладает не только огромным комическим эффектом, но портретным сходством с Черчиллем. Невероятно выразительна мимика куклы. Этого эффекта талантливая художница Екатерина Беклешова добилась благодаря усердной работе над каждой складкой, «морщинкой» создаваемого «лица». Важным аспектом являлся размер кисти руки актера, диктовавший размер голове персонажа. Благодаря патронкам для кончиков пальцев, вшитых с внутренней стороны в надбровные дуги, в нос и в челюсть «Черчилль» мог хмурить брови или улыбаться. Мастер сверяла «лицо» куклы с фотографиями прототипа, и только если улыбка или грустное выражение куклы соответствовали оригиналу, она делала соответствующие стежки. Вскоре Образцов уже выступал перед солдатами с грузным карикатурным «Черчиллем», поднимавшим дух тысячам защитников страны.
Народный артист СССР Михаил Николаевич Румянцев (1901-1983) широко известен в нашей стране по цирковому псевдониму Карандаш. На ярких, искрометных юмористических номерах клоуна Карандаша выросло не одно поколение детей.
В 1942 г. М. Н. Румянцев собрал специальную бригаду цирковых артистов — клоунов, акробатов, музыкантов и певцов. С ними Карандаш выезжал на участки фронтов Великой Отечественной войны. Каждое выступление клоуна собирало огромную аудиторию бойцов Красной Армии, а юмористические номера и шутки Карандаша создавали на фронте атмосферу настоящего праздника.
Материалы о деятельности Михаила Николаевича в годы Великой Отечественной войны были переданы в дар Музею Победы его внучкой Овенэ Гагиковной Румянцевой. Среди них — уникальный подлинник одной из первых афиш фронтовой бригады Московского государственного цирка, выступавшей под руководством М. Н. Румянцева.
Тула издавна славится своими гармонями, обладающими неповторимым камерным звучанием. У тульской гармони хромки имеются регистры, переключение которых позволяет изменять тембр и громкость звучания, создавая музыкальное многоголосие. В XIX — начале XX вв. Тула была главным поставщиком гармоник для всей Российской империи. Количество кустарей-гармонщиков увеличивалось из года в год, и производство этих инструментов стало в городе вторым по значимости.
Гармонь оставалась одним из любимейших музыкальных инструментов и в советское время. В конце лета 1941 г., согласно директиве наркома обороны СССР, на фронт для поднятия боевого духа советских солдат было отправлено около 12 тысяч гармоней, а осенью того же года — уже более 60 тысяч. Однако и этого было мало. Из армии приходили письма: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» В 1943 г. прерванный войной выпуск музыкальных инструментов был возобновлен, и гармонь по праву заняла свое место в боевом строю. Ни один праздник на фронте не обходился без музыки этого инструмента.
Данный образец создан перед началом войны. Гармонь передал в дар Музею Победы участник Великой Отечественной войны, радист сержант Алексей Васильевич Конаков. Эта гармонь прошла через всю войну, побывала под Москвой в декабре 1941 г., в окопах Сталинграда и на Курской битве в 1943 г. Под ее музыку советские воины-освободители встречали Победу над нацистской Германией в Берлине в 1945 г. Обо всем этом рассказывают украшения и памятные надписи, вырезанные бойцами на ее корпусе.
Новый год — традиционно один из любимейших праздников в нашей стране. В 1935 г. советское правительство приняло решение о возобновлении празднования Нового года. В городах появились в продаже елки и елочные игрушки, состоялась первая в СССР новогодняя елка для детей. Неизменным спутником праздника стал и Дед Мороз.
Традиция отмечать Новый год не была забыта в тяжелое время Великой Отечественной войны. Его праздновали как в тылу, так и на фронте, ожидая скорейшего мира.
Уникальная новогодняя игрушка «Дед Мороз» была изготовлена вручную частным мастером в городе Бузулук (Оренбургской области) для эвакуированной семьи Д. Я. Волкова, сражавшегося на фронте офицера Красной Армии. Победный 1945 и многие последующие годы семья встречала с этой игрушкой. В 2019 г. в фондовую коллекцию Музея Победы эту семейную реликвию передала Наталья Евгеньевна Шавыкина, внучка Д. Я. Волкова.
Представленная елочная игрушка «Звезда» — один из раритетов Музея Победы. Достаточно простая, изготовленная из медной проволоки и мишуры в начале 1940-х гг., она без повреждений достигла фронта вместе с полевой почтой.
В составе комплекта аналогичных игрушек «звезда» участвовала в новогодних празднованиях на войне и бережно хранилась солдатами как память о доме и мирном времени. Для одного из праздничных вечеров ее дополнительно украсили вырезанным из бумаги изображением кролика.
Одним из самых ожидаемых новогодних подарков для бойцов Красной Армии был кисет. Это завязывающийся мешочек для хранения небольших личных вещей или махорки. Каждый солдат хранил в кисете то, что считал наиболее ценным, так некоторые бойцы несли в своих кисетах горсти родной земли.
Чаще всего кисеты изготавливались вручную матерями, женами и детьми солдат и офицеров. Кисеты шились из ткани и кожи, они украшались индивидуальным рисунком или вышивкой, аппликацией или бисером. Потому каждый кисет уникален. Нередко девушки вкладывали в готовый кисет свое фото на память бойцу.
Данный кисет принадлежал Герою Советского Союза гвардии капитану Павлу Васильевичу Коновалову, и был сшит его женой в 1944 г.
9 мая на английском
Вместе со школой английского языка Skyeng сняли для вас обучающее видео на тему Дня Победы!
Чтобы не попасть в ситуацию, когда вы не знаете, как на английском языке достойно рассказать о значимости этого дня, посмотрите ТОП-5 незаменимых фраз, которые вам точно пригодятся.
концерт фронту
Более трех миллионов граждан Советского Союза ушли на фронт в 1941 году. Чтобы поддержать бойцов Красной Армии, советские артисты решили записать настоящий концерт, который был отснят на плёнку, затем развозился и показывался в прифронтовой зоне с помощью портативных кинопроекционных аппаратов.

В фильме приняли участие Леонид Утесов, Людмила Русланова, Аркадий Райкин, Иван Козловский и другие. Фильм предоставлен Российским Государственным Архивом Кинофотодокументов (РГАКФД).
Хочешь больше событий и интересных подборок — подписывайся на нас в соцсетях
Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies